ПОДЛИННОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО

Январский номер журнала «Подъём» открывается повестью Виталия Гадиятова «Таежный перегон». Автор рисует полную испытаний и житейских тягот работу геологов, которые ведут к руднику несколько связок лошадей. Север, тайга, горные склоны, болото – вот реальность, внутри которой развивается сюжет. Попутно эта история касается лагерного советского времени, всплывают имена, будто случайно возникавшие ранее, в зачине произведения. Труд и борьба с суровой природой составляют смысловое и чувственное поле повести, выигрышно подчеркивая подлинность происходящего – в сравнении с иной городской прозой, где аккуратные люди старательно рассуждают о книжных проблемах, мимолетно обнимают рациональных женщин и полагают, что именно в таком ключе можно представить удачно сложившейся свою жизнь без биографии.

Рассказы Евгения Юшина (Москва) отличаются на редкость выразительным языком, а сами истории, поведанные автором, кажется, вполне знакомы многим и многим. Но в глубине сюжета таится мысль о том, что даже конченный человек способен увидеть в себе остатки чистоты, и сокровенный, евангельский образ волшебно отразится в пропащей душе в роковые мгновения ее земного существования.

Напротив, рассказы Евгения Эрастова (Нижний Новгород), кажется, не содержат в себе надежды на перемены в устройстве мира, все главное, как будто уже произошло в начале девяностых, когда рухнула советская страна. Многие судьбы сломались, и все хорошее для положительных в целом людей осталось в минувшем дне. Андрей, считавший себя «везунчиком», в молодые годы без особых трудностей ставший членом Союза писателей, потом постепенно теряет призвание, семью, смысл своего присутствия в новом социуме. Нечто похожее происходит и с Барби – так прозвали за кукольную красоту Катю, героиню другого сюжета. Происходят еще и страшные вещи: на нее охотится внешне похожая женщина-убийца, расчетливый психологический монстр, чувствующая себя в нынешнем уродливом городском «муравейнике» вполне комфортно. Отчуждение от человека внешнего мира – такова скрытая тема произведений автора, который с медицинской объективностью изображает события, людей и предметы.

Фантастический сюжет Сергея Катукова строится на взаимоотношениях с инопланетянами, которые предстают совсем чужими в сравнении с земным человеком. Но спустя некоторое время они начинают заменять собой здешних жителей биологически и даже квантово, присутствуя одновременно в  разных измерениях. И отвлеченная история, своего рода интеллектуальная игра, обретает новые коннотации, теперь уже социальные, заставляя вспомнить классические романы Уэллса, ценность которых не в литературном стиле, а в прозрениях писателя-визионера.

«Путешествие в детство» Анны Завадской (Челябинская область) – удивительно чистый и прозрачный рассказ. Взрослая речь повествования соединена с детскими впечатлениями, и этот синтез оказывается целебным для измученной души современного читателя, который видит счастливые картины и дни, наверное, только в самом начале собственной жизни.

Поэзия в журнале представлена именами Александра Нестругина и Владимира Алейникова (Москва), Андрея Расторгуева (Екатеринбург) и Владимира Корнилова (Братск), Александра Орлова (Москва) и Татьяны Ярышкиной (Сыктывкар), Княза Гочага (Ханты-Мансийский автономный округ).

Заключительные главы книги воспоминаний Виктора Будакова «Срок твой земной» восстанавливают историю воронежской культуры конца последнего советского пятнадцатилетия. Имена Алексея Прасолова, Анатолия Жигулина вдохновляют поэзию Черноземья, а встречи с простыми людьми и значительными, известными составляют впечатление о народе как таковом.

Историко-литературная статья Любови Заварзиной «Я лиру посвятил народу своему…» напоминает нам о 200-летии со дня рождения Н.А. Некрасова. Биография великого поэта, его поэтические образы, в которых так много гражданской страсти, повлияли на становление отечественных литераторов самого разного толка. К примеру, Александр Блок – художник и мыслитель, вплотную соприкасавшийся с метафизикой – с большим уважением относился к певцу трагической  русской доли.

Эссе «Темные воды» Владимира Петрова (Липецк) посвящено пребыванию в эмиграции И.А. Бунина. Попутно рассматриваются разные точки зрения на гражданскую войну и российскую монархию, привлекаются имена и суждения многих видных деятелей белого движения, в том числе – публициста и философа Ивана Солоневича

Вита Пшеничная (Псков) знакомит читателей с лирикой поэта Валентина Нервина. В очерке Валерия Попова «Письма моей молодости» живописно изображена «кухня» воронежской журналистики конца шестидесятых годов.

Работы фотохудожника Наталии Барановой (Тамбов) украшают журнальную вклейку и обложку номера. Природные мгновения и камерные, домашние сюжеты, взрослые люди и дети – все в произведениях мастера пронизано настроением, особым состоянием воздушной среды, невыразимая буквально мысль всегда сопровождает ее фотографии. Здесь еще жива надежда, более того – она сильна и, в конечном итоге, непобедима.