ПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНА

В воронежском райцентре Анне открыли памятник Евдокии Ростопчиной

 

В России на слуху места, где находили источник вдохновения  выдающиеся мастера Слова — пушкинское  Михайловское, чеховское Мелихово,  тургеневское Спасское-Лутовиново,  толстовская Ясная Поляна, блоковское Шахматово… В общий реестр таких «гнёзд» отлично вписывается нынешний воронежский райцентр на реке Битюг с прекрасным именем Анна – некогда скромное село на степных пространствах Дикого поля.Здесь расцвел талант замечательной поэтессы, прозаика, драматурга, переводчицы графини Евдокии Ростопчиной (1811-1858), отсюда начался её путь к славе, позволившей современникам признать её «первой после Пушкина».

В мае 1833 годаЕвдокия, урожденная Сушкова, успев отметиться в «Северных цветах» Дельвига стихотворением «Талисман»,  вышла замуж за Андрея Ростопчина, сына знаменитого московского градоначальника времён войны с Наполеоном. А в июне наследник отцовских богатств с супругой впервые прибыли в Аннинское имение.

190-летие этого события аннинцы отметили памятником графине Ростопчиной. Статуя ростом в два с половиной метра, изображающая задумчивую молодую женщину с книгой в руках, выполнена из бронзы воронежским скульптором Алексеем Дикуновым. Установили её в центре городского поселения, на видном ухоженном месте, через дорогу —  здание школы искусств и небольшой скверик.

Обращаясь на торжестве открытия памятника к жителям Анны и её гостям, глава районной администрации Василий Авдеев сказал:

— Мы с вами участники и свидетели исторического события.У него российский масштаб, если иметь в виду выдающееся место Ростопчиной в литературе и культуре нашего Отечества.Писательница связывает прошлое и настоящее Анны, 325-летие которой мы отметим в середине лета. Бронзовый памятник – это не столько украшение посёлка, сколько символ Памяти.

— По моему мнению, графиня Евдокия была не только талантливым автором, но и хорошим человеком. При работе над  скульптурным произведением у меня не возникало творческих затруднений. Всё шло легко и спокойно. Надеюсь, что памятник будет радовать всех многие и многие годы. Возможно, он станет новым символом Анны, подчеркнул в своём выступлении Алексей Дикунов.

Воронежские литераторы ростопчинскую линию в последний десяток лет ведут весьма активно и целеустремлённо. По инициативе группы членов Союза писателей в 2012 году, к 200-летию Ростопчиной, имя её было присвоено Аннинской районной библиотеке. На средства, привлечённые правлением регионального отделения СП, издана поэтическая книга «воронежской ласточки», куда вошли почти все известные стихотворения, написанные на Битюге. В 2013 году по следам впервые организованных в Воронеже Ростопчинских чтений вышел сборник «Евдокия Ростопчина в отечественной культуре XIX-XXвеков». В библиотеках, учебных заведениях, клубах и домах культуры областного центра и районов области проведены десятки встреч, бесед, диспутов о жизни и творческом наследии графини-литератора. Всё это вкупе с многочисленными выступлениями в периодике создало тот благоприятный общественный настрой, который повлиял на решение в пользу памятника Евдокии Петровне в Анне.

Гостем на открытии памятника был заместитель председателя правления Воронежского регионального отделения Союза писателей Виталий Жихарев. Он давно и плодотворно занимается исследованием аннинского периода  биографии и творчества Ростопчиной, сделал интересные архивные находки, опубликовал по этой теме десятки статей и очерков в периодике и сборниках публицистического и литературоведческого характера.ПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНА

— Памятник графине Ростопчиной – первый и пока единственный в России. Мои коллеги по писательскому цеху восхищены выбором аннинцев, — заявил у микрофона торжественного митинга Виталий Жихарев. — Евдокия Петровна действительно была личностью, одарённой талантом и многими добродетелями. Видя нужды аннинских крестьян, она уговорила мужа построить для них больницу, сама шила одежду для бедных. В Анне ею написаны более 60 стихотворений,  первые книги «Тетрадь любви», «Сцены из света», «Чины и деньга», «Поединок». В первом стихотворном сборнике 1841 года издания половина стихов – аннинские. Здесь же она начала работу над крупным романом в стихах «Дневник девушки» и другими произведениями. По моим подсчётам в общей сложности, наезжая в период с 1833 по 1842 годы, Ростопчина прожила в Анне пять с половиной лет.

Виталий Жихарев напомнил, что в одной из публикаций правительственной «Российской газеты» Ростопчину назвали великой дочерью Москвы. А для аннинцев она, стало быть, — великая невестка. И добавил:

— Открытие памятника – это вовсе не точка в ростопчинской истории. Здесь я вижу запятую, за которой следует новое предложение. И предложение это моё властям и общественности района такое. Почему бы не попробовать воссоздать усадьбу Ростопчиных, хотя бы главный господский дом? Это, кстати, было одноэтажное бревенчатое сооружение под тёсом размером примерно 30 на 15 метров о четырнадцати покоях. Ну, плюсом к этому два небольших домика  и каретный сарай. А потом устроить в усадьбе литературный музей. Ведь не только Евдокия Петровна писала – писали чудесно её свёкор Фёдор Васильевич, муж Андрей Фёдорович, дочь Лидия, родившаяся в Анне в 1838-м. Есть мнение, что именно в Анну приезжал  Алексей Кольцов, чтобы познакомиться с Евдокией Петровной.   К аннинскому литературному «гнезду» вполне можно отнести писателей конца XIX–начала ХХ веков Владимира Барятинскогои Александра Станкевича, в советское время известны были своими произведениями военный писатель Семён Борзунов, сказительница Анна Королькова, прозаик и драматург Константин Локотков и другие земляки. Оставили свой короткий след на аннинской земле поэты Сергей Чекмарёв, Евгений Долматовский, Егор Исаев.Алексей Прасолов. Говорят, что и Андрей Платонов бывал, когда работал помощником машиниста паровоза на ветке Графская-Анна. Наконец, здесь жили и творили хоть и не вполне профессиональные прозаики и поэты, но между тем очень интересные авторы. Одни словом,  хороший бы музей-усадьба с литературным уклоном получился…

Завершилось торжество открытия памятника Ростопчиной чудесным концертом, основу которого составили песни и романсы на слова Незабвенной, чтецы выразительно декламировали её стихи, обращённые в том числе, к Анне:

Храни мой скромный след, храни о мне преданье,

Чтоб любящим меня чрез много лет ты мог

Еще напоминать мое существованье!

 

Фото Сергея Афанасьева, Александра Шалатова и Аннинского районного Дома культуры.

ПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНАПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНАПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНАПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНАПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНАПЕРВОЙ ПОСЛЕ ПУШКИНА