ОТ ЧАСТНОСТЕЙ БЫТА К ОБЩНОСТИ БЫТИЯ
- 24.08.2021
Августовский номер журнала «Подъём» открывается новыми рассказами Бориса Екимова (Волгоград) «Хочу жить!» и «Старый дом». Как всегда, внимание автора направлено на события, из которых складывается наша с вами сегодняшняя жизнь. В рассказах автора взыскующе присутствует одна общая важная черта: писатель через частности быта глубинно видит драматические перипетии изменений в человеческом бытие.
Эту же тему в какой-то мере развивает и повесть Сергея Пылёва «Харисто». Она о несостоявшемся коммунистическом счастье советских людей и глубоком нравственном понимании, вытекающем из этого: человек счастлив не обещаниями свыше, как бы они ни были грандиозны и масштабны, а своими посильными ежедневными деяниями, своей взыскательной душой и сердцем.
Из цикла прозы Николая Олькова (Тюменская область) «Деревенские истории» в журнале опубликован новый трогательный и романтичный рассказ «Красная Поляна». Он звучит как клятва верности родной земле, роду крестьянскому, без которого мир потеряет свое истинное значение.
Представленные читателю рассказы Камиля Зиганшина (Уфа) «Свора» и «Жуть» порадуют всех, кто видит наш мир во всей объемности сосуществования человека и братьев наших меньших. Автор верен своему творческому направлению и мастерски передает великую значимость всех и вся, живущих на планете Земля.
Прозаик Юрий Поклад (Московская область) неизменен в выборе главной темы своих произведений – преступление и наказание. Автор реалистично и в то же время сострадательно рассказывает о сокрытом в человеке, в чем тот не всегда признается сам себе. К сожалению, не каждому из нас дана возможность самокритично оценивать свои поступки. В такие моменты Юрий Поклад помогает нам через своих героев совершить этот судьбоносный шаг, помогает ответственно, бережно. Об этом и идет речь в новых рассказах писателя «Личная неосторожность» и «Рыбное озеро».
Не меньший интерес у читателя в очередном «подъёмовском» выпуске вызовет поэтический раздел. На страницах журнала представлены стихотворные подборки Евгения Семичева (Новокуйбышевск) «Спой мне песню, свиристель», Олега Шаповалова (Москва) «Эпоха недомолвок и пустот», Елены Александренко (Приморский край) «Кто умеет любить».
Стихотворный цикл Ивана Щёлокова «Бегущая по осени» предваряется статьёй Вячеслава Лютова «Терпкий запах ёлочной коры. Отблески судьбы в лирике Ивана Щёлокова». В своём исследовании критик глубоко и убедительно показывает, как время, эпоха, общественные процессы, сопрягаясь с личной человеческой судьбой, вроде бы побуждают творить, но вскоре вызывают усталость от внешней зависимости, напитывают ум и сердце поэта сомнениями и противоречиями.
Мемориальная подборка стихотворений Александра Ромахова «Свет оттаявший» приурочена к 60-летию рано ушедшего от нас поэта. Стихи представлены с предисловием Риммы Лютой, в нем исследователь справедливо замечает: «Поэтическое наследие Александра Ромахова ещё ждёт своего глубокого анализа…»
Журнальный вариант документального повествования Петра Чалого «Граница по сердцу» представляет собой драгоценные крупинки авторских наблюдений и сюжетов из записных книжек журналиста и писателя. Здесь соединились пространства русского мира, традиции и духовные корни Слобожанщины, впитавшей в себя сложные исторические сюжеты из времен похода князя Игоря на половцев с конкретными человеческими судьбами сегодняшних простых тружеников земли, военачальников, ученых, писателей, кто судьбой и гражданским служением связан с этим благодарным слободским краем. Некогда условная, веками кровно неделимая граница между Россией и Украиной отныне стала реальным и непреодолимым препятствием в духовном и культурном общении проживающих здесь людей. Единая память, героическая история под воздействием внешних сил подвергаются глумлению и отрицанию. И вся эта энергия разрыва прокладывает границу не только по тучным черноземам, степным просторам и балкам, но и по человеческим сердцам.
О противоположной ситуации из истории человеческого общения и родства повествует Геннадий Литвинцев в очерке «Сообщаясь душою и духом». Исследование посвящено дружбе писателя Ф.М. Достоевского и его казахского друга, ученого и просветителя Чокана Велиханова.
Любопытную историю одного радиопоиска представляет читателям журнала Лариса Дьякова. Речь идет в частности о судьбе Лии Бережной, авторе текста и поныне популярной песни «На воронежских просторах»: с 50-х годов прошлого века композиция входит в репертуар Воронежского государственного русского народного хора имени К.И. Массалитинова. На протяжении десятилетий об авторе ничего не было известно. Лариса Дьяковой удалось отыскать следы загадочного автора, стремительно ворвавшегося в пятидесятые годы в поэтический мир Воронежа из солнечного Ташкента и вскоре также стремительно исчезнувшего с его горизонта. И следы эти привели вновь в узбекскую столицу…
В разделе литературоведения и критики представлены публикации: Валерия Черкесова (Белгород) «Пылающая память» — о теме войны в поэзии Михаила Сопина, Николая Переяслова (Москва) «Устроить мир по правде и любви» — о книге стихотворений Геннадия Иванова, Эдуарда Анашкина (Самарская область) «Золотые ворота в детство» — о жизненном и творческом пути Семена Шуртакова, Инны Красавцевой «Учит писательское слово» — о пособии для учителей, в котором рассказывается о творчестве Виктора Будакова.
О духовном и философском наследии Данилевского, Леонтьева, Шафаревича и его влиянии на наше время размышляет Станислав Хатунцев в материале «Чем ответить на цивилизационный вызов?». Вадим Кулинченко (Подмосковье) совершает краткий экскурс в курьезные события времен Гражданской войны, когда шла настоящая охота на «золото империи».
Обложка и цветная вклейка в номере широко представляют творчество участников Академического пленэра в поселке Рамонь Воронежской области. Календарно-исторические сюжеты посвящены дворцу, принадлежавшему в конце ХIХ века принцессе Евгении Максимилиановне и принцу Александру Петровичу Ольденбургским, и его живописным окрестностям.