ОСЕННИЙ СВЕТ
- 29.10.2018
Октябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Валерия Есенкова (Ярославль) «Страдания молодого Тургенева», которая приурочена к 200-летнему юбилею великого русского писателя. Погружение в родовую историю Лутовиновых и Тургеневых сливается с художественным изображением. Авторский голос выступает как объединяющее начало: элементы исторической работы, эссе и собственно прозы совсем не противоречат друг другу. И это делает произведение увлекательным и в высокой степени информативным.
Главы из романа Николая Иванова (Москва) «Камерный полковник» отличаются динамичным сюжетом, который напоминает книги распространенного стиля «экшн». Но облики действующих лиц, социальные картины на грани «физиологического очерка», лаконизм повествования и принципиальное отсутствие распространенной ныне «чернухи» делают произведение еще одной частью художественного исследования русских писателей, в центре которого – слияние судьбы человека с судьбой его Родины.
Цикл «материнских рассказов» Владимира Крупина (Москва) замечателен достоверностью изображаемого и просторечием языка. Истории из давней советской жизни 1940-50-х годов расширяются и охватывают современность. Здесь и память о прошлом, и мудрость, помноженная на терпение, и наблюдательность, и любовь открытого, щедрого сердца.
Малая проза участников Воронежского областного совещания молодых литераторов 2018 года – по преимуществу фантастика. Очевидно, таким образом, не напрямую, молодые авторы стараются «взять» реальность как предмет постепенно и уже потом, без всяких инструментальных сюжетных ухищрений, подвергнуть ее строгому творческому анализу. Хотя возможны исключения – скажем, рассказ «Батюшка из Луганска», в котором уже название свидетельствует о последующей истории.
В поэтическом разделе номера – лирика Татьяны Астафьевой (Братск) и Виктора Петрова (Подмосковье), Сергея Луценко и Марии Знобищевой (Тамбов), Светланы Голубевой (Орёл) и Александра Мальцева. Коллективная подборка «Белый дым» объединяет стихотворения авторов из разных регионов страны.
В статье Николая Блохина (Ставрополь) о поэте Алексее Кольцове и критике Януарии Неверове историческая пунктуальность соседствует с приподнятым тоном. Такая полифония позволяет автору завоевать доверие читателя и очень естественно ввести его в детали истории русской литературы. В свою очередь, Александр Орлов (Москва) обращает внимание современников на первую и единственную книгу стихотворений выдающегося прозаика Василия Белова, изданную в 1961 году. Чистый слог, интонационная напевность, ясный ход авторской речи и глубокое дыхание – уже в этом чувствуется будущий большой художник.
Елена Иванова (Санкт-Петербург) в статье с полемическим заголовком «Горячие пирожки» обращается к стихотворениям Веры Полозковой, которые популярны в интернете и в среде либеральных читателей. Разбирая стилистику, психологию и житейские детали в ее опусах, отдавая должное поэтическим удачам и подчеркивая провалы в текстах Полозковой, критик констатирует: стихи поэтессы оказываются в большей степени явлением социальным, нежели творческим.
Сергей Пылёв представляет книгу о писателе и просветителе нынешнего времени Викторе Будакове. Петр Чалый в очерке «Родное поле» говорит о краеведческих вкладках в районной газете Россоши – о том, как эти публикации влияют на мировоззрение не только подрастающего поколения, но и уже взрослых, сложившихся людей. Об одной из первых футбольных команд Воронежа «Сфинкс» в 1910-х годах идет речь в материале Леонида Страхова и Марины Стариковой.
Подборка живописи «Осенний свет» из архива журнала на вклейке разнообразна по технике и цветовым оттенкам, сельские пейзажи сопутствуют городским, сдержанная реальность не противоречит подчеркнутому гротеску.
Именно такой почти всегда возникает перед нашими глазами таинственная и неуловимая полнота жизни.