О благородстве…

Размышления о том, каким должен быть учитель, созвучны с ответами на вопрос, каким должен быть писатель, художник? Находим у Конфуция: «Учителем может быть тот, кто постигает новое и не забывает старое», а разве не таким должен быть художник — писатель? Писатель – тот же учитель, об этом не стоит забывать тем, кто пишет художественные произведения.

О благородстве…Сейчас уже мало кто вспоминает знаменитый в 60-е годы прошлого века липецкий метод, основоположником которого был педагог, профессор Москаленко Константин Александрович, который отошёл от традиционного комбинированного урока. Его заменил новый «бесструктурный» тип урока, на котором усвоение и проверка знаний интегрировались в единый учебный процесс. Различные виды деятельности на уроке, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы позволяло учащимся выполнять значительный объём заданий в школе. Это сокращало объём домашней работы, освобождало время на другие увлечения.

О благородстве…Живописец Франсиско Гойя хранил традиции, любил своего предшественника, великого Веласкеса, но не стал следовать академизму, прописанному в книге Менкса, не стал совершенствовать линию, как это делал французский художник времён французской революции Жак Луи Давид, наоборот, стал освобождаться от неё: «…Вдруг он опять увидел, вдруг понял, как передать эту мерцающую, переливчатую, струящуюся серебристо-серую гамму, которая открылась ему… вот здесь эту линию надо смягчить, эту тоже, чтобы заиграли тон тела и свет, который идёт от руки, от лица… он создал новое: женщина на портрете та же, что и в жизни, от неё исходит то же мерцание, он удержал то струящееся, неуловимое — свет, духовность в лице, благородство…» (Лион Фействангер «Гойя или тяжкий путь познания»)

О благородстве…Опытный учитель Галина Львовна Голубева, за плечами которого долгие годы работы, пишет: «Творческий поиск педагога – единственный верный путь к результативности нашего труда. Творчество помогает нам сделать учебный процесс не только познавательным и полезным, но и интересным, доступным, запоминающимся». С этим постулатом согласится любой художник, любой писатель. Мало того, его всегда отстаивал писатель Иван Быков в своих взглядах на роль художественной литературы, на требования к художественным произведениям.

27 ноября он был приглашён к шестиклассникам в Нововоронежскую школу № 4 на интеллектуальную игру «Умники и умницы» по роману А.С. Пушкина «Дубровский» в качестве председателя ареопага, то есть жюри.

О благородстве…— Я рад приглашению. Быть председателем, — признался писатель, — должность ответственная. А потому в первую очередь тщательно перечитал роман о величайшем человеческом качестве – о благородстве. Игра побуждает учащихся досконально изучить, прочувствовать, понять текст произведения, который, что греха таить, порой весьма далёк от наших школьников. Ведь так важно, чтобы в сознание нашего нечитающего поколения вернулась книга.

О благородстве…Игра проходила сначала в 6 «А» классе, а затем в 6 «В», по два часа в каждом. Говорили и о реальных событиях, на основе которых создавался роман, то есть о его истории, и о крепостном праве, и о самодурстве, чванливости богатого барина Кирилы Петровича Троекурова, о бесправии бедных, о зарождении любви между Машей Троекуровой и Владимиром Дубровским, вспоминали содержание писем, которые писались и отправлялись по ходу действия в романе… обговаривались и топор, и кольцо, и ассигнации, предложенные учителю-французу, отвечали на вопрос, почему в губернии появились разбойники…

О благородстве…В итоге же, когда ребят стали спрашивать, кто из героев данного произведения им близок, то они назвали Владимира Дубровского, единодушно отметив вместе с другими чертами характера его благородство. Воспетое Александром Сергеевичем Пушкиным благородство нашло отклик в ребячьих сердцах нынешнего поколения.

Писатель Иван Быков, услышав такое от шестиклассников, низко им поклонился, сказав:

— Вы сегодня преподали мне нравственный урок: большинство из вас поняло, что надо всегда оставаться человеком смелым, находчивым, умным, благородным и, что очень важно, добрым. Я подметил, как многих из вас возмутило то, что барин Троекуров распорядился «утопить щенят».

Постигая новое, не забываем старое, ведь мы же благородные художники…