№ 5 _ 2023  /  Авторские и архивные фото Михаила ВЯЗОВОГО

Майский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Николая Олькова (Тюменская область) «Мать сыра земля». Герой сюжета проходит сквозь пламя сражений Великой Отечественной войны и после тяжелого ранения возвращается в родное село. Его старший брат-дезертир погибает от пули сотрудника НКВД, в его смерти невольно виноват младший. Сложные жизненные коллизии тяжкого, не щадящего человека времени захватывают читателя и внутренне ставят в отношении персонажей произведения перед трудным нравственным выбором.

В рассказе-были Юрия Вылегжанина  изображен единственный бой во фронтовой полосе лесного охотника, ставшего снайпером. Осколок мины травмировал ему руку, и крещеного якута Ивана Обухова комиссовали. В мирные годы он никогда не снимал с пиджака орден «Красной Звезды», которым был награжден за выполнение боевого задания.НА РАСПАХНУТОМ НАСТЕЖЬ ПРОСТОРЕ

Евгений Толмачев (Белгород) показывает драматичную судьбу деревенского жителя – недалекого сорокалетнего мужика, который на селе все-таки находил доброту и участие земляков. А в городе, куда взял его расчетливый брат, продав жилье в деревне, неудалый Витюша совсем потерялся…

«Обычная история» Сергея Козлова (Тюмень) характерна для нашего времени. Компания обеспеченных подростков проводит весело время в богатой квартире своего сверстника. Найдя арбалет отца, один из них стреляет в проем окна, попадая в проходящего по двору священника. Полиция забирает  юнцов в участок, где оказывается, что его начальник – сослуживец пострадавшего настоятеля храма. Батюшка не хочет ломать биографию молодым дуракам и прощает их. К ребятам приходит какое-то новое понимание реальности, почти просветление. Впрочем, это не рассказ-наблюдение, а скорее – рассказ-надежда…

В рассказе Виктории Сагдеевой (Кемерово) «И тьма одесную тебе…» героиня попадает в женский монастырь, спасаясь от пьянства. Церковные порядки ей кажутся нелепыми, но понемногу она пытается соответствовать правилам места, в которое попала.  К первому в жизни причастию ее не допускают, и она убегает из обители домой. Но окунуться в прежний быт  уже не получается: что-то в душе изменилось. Так, даже малое приближение к духовному месту меняет человека, порой спасая его от падения в бездну.

Город детства, который пахнет яблоками – лейтмотив лирического сюжета Екатерины Сироты. Небольшая вещь, пронизанная любовью к минувшему и родным лицам…

 

Поэтический раздел журнала включает в себя строки Галины Якуниной (Владивосток) и Андрея Шуханкова (Новополоцк), Владимира Тулупова и Евгения Эрастова (НижнийНА РАСПАХНУТОМ НАСТЕЖЬ ПРОСТОРЕ Новгород), Александра Власова (Санкт-Петербург). Стихи участников воронежского фестиваля-конкурса авторской песни и поэзии «Родом из России» представляет Александр Нестругин. Очерк Геннадия Петелина о творческой судьбе мордовского поэта Сергея Кинякина (1937 – 2019) предваряет мемориальную подборку этого автора.

«Эру Островского» в воронежском драматическом театре старается восстановить в ее главных вехах Николай Тимофеев. Первой постановкой по пьесе великого драматурга в Воронеже стал спектакль «Не в свои сани не садись» в 1853 году. С того времени театр не расставался с героями и сюжетами Островского вплоть до нынешнего времени. В советские годы Островского ставили много, но, пожалуй, особенно значимы оказались два десятилетия после 1987-го, когда главным режиссером театра был Анатолий Иванов, влюбленный в классическую русскую драматургию.

Эссе Виктора Будакова включает в себя записки автора о книгах, великих литературных именах, русской истории, духовности, призвании писателя, о родной земле и ее подвижниках. Живая авторская речь позволяет легко и точно соединять даты и произведения, говорить о непростых творческих судьбах замечательных мастеров литературы.

Интервью легендарного разведчика Павла Судоплатова журналисту Василию Андрееву (Москва) датировано 1993 годом, но впервые публикуется только сейчас. В тексте много оперативных подробностей, которые проливают дополнительный свет на ряд событий Великой Отечественной войны.

Земному пути знаменитого гендиректора воронежского авиазавода Вячеслава Саликова посвящен очерк  Александра Коробанова.

О взаимоотношениях великого персидского поэта Фирдоуси с султаном Махмудом Газнави рассказывает Геннадий Литвинцев. Тайные взаимосвязи строк «Евгения Онегина» и перекличка их с историей России – в центре материала Валерия Соляника. Поэтический мир Дианы Кан возникает под пером Эдуарда Анашкина (Самара) в рецензии «На распахнутом настежь просторе…».

Авторские и архивные фото Михаила Вязового под общим названием «А нам нужна была одна Победа…» размещены на обложке номера и  журнальной вклейке. Старые черно-белые фотографии соседствуют с цветными снимками поздней советской эпохи, восстанавливая связь времен. Как никогда это необходимо нам сегодня, в тревожные дни грозных испытаний.

НА РАСПАХНУТОМ НАСТЕЖЬ ПРОСТОРЕНА РАСПАХНУТОМ НАСТЕЖЬ ПРОСТОРЕНА РАСПАХНУТОМ НАСТЕЖЬ ПРОСТОРЕ