ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕ

Апрельский выпуск журнала «Подъём» открывается циклом рассказов Натальи Моловцевой. Написанная простым языком, эта проза, кажется, говорит о самом главном – о любви человека к человеку, когда не важны поколения, житейский опыт, но само проживание каждого мгновения окрашено благодарностью и теплом щедрого сердца. Напротив, повесть Бориса Подгайного «Книголюбы» показывает, насколько велика дистанция между душами, которые увлечены,по видимости, общими интересами, связаны биографией и бытом, но внутренне катастрофически удалены друг от друга.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕСергей Дубянский в повести «Кирилл и Ян» в какой-то мере развивает  стародавнюю идею Стивенсона о раздвоении личности человека. Однако в современном сюжете две разительно непохожие ипостаси обретаются в теле прожженного московского журналиста одновременно. Один – тот, кто раньше был в ладах с идеалами и совестью, другой – считает современный мир низким и циничным. Однажды первый сделал свой выбор и стал вторым, но не растворился в нем, а потаенно спорит и старается поправить его поступки и слова. Командировка в провинциальный город сталкивает столичного витию с людьми, которые не хотят изменять себе.

Рассказы Виктора Острикова (Тамбов) напоминают нам о Шолохове. Батальный сюжет аукается с незаконченной повестью «Они сражались за Родину», а жанровый сталкивает главного героя с великим русским писателем в ситуации обыденной, связанной с рыбалкой.

Фантасмагория в историях Игоря Семенова, на первый взгляд, выглядит нарочито. Но сама фактура нынешнего мира, что возникает перед глазами читателя по воле рассказчика, является драматичным предвидением какой-то иной бесчеловечной реальности.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕВ поэтическом разделе номера представлена лирика Владимира Шемшученко (Санкт-Петербург) и Нины Стручковой (Подмосковье), Екатерины Яковлевой (Мурманск) и Геннадия Иванова (Москва), Аллы Касецкой (Вологда) и Александра Ананичева (Сергиев Посад). В переводах Сергея Луценко публикуются стихи разного времени известных поэтов-русинов.

«Три рассказа про мою войну» Дмитрия Якушкина (1923 – 1994) – прекрасный образец документальной прозы. Яркое изображение обстоятельств усиливает драматизм происходящего, а точный, литературно выверенный и лаконичный язык дополнительно подчеркивает трагические коллизии военной поры. Письма и дневник военного врача, пропавшего без вести, в публикации Елены Гусаченко становятся еще одним свидетельством той грозной эпохи.

Подготовленный Еленой Антоновой (Москва) срез литературной жизни в переписке главного редактора журнала «Новый мир» Вячеслава Полонского и критика Николая Замошкина знакомит нас с атмосферой творческой жизни 1929 года. Ожесточенные дискуссии, панорама ярких писательских имен, первые упоминания рассказов Андрея Платонова – вот антураж, на фоне которого происходит редакционный обмен письмами руководителя и сотрудника одного из ведущих советских журналов. Концептуальная статья Петра Ткаченко (Москва) посвящена духовному смыслу стихотворений Юрия Кузнецова. Проницая предметную картину мира, поэт отчетливо прозревал бытийную подоплеку происходящих событий.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ИЗМЕНЯТЬ СЕБЕВ рецензии на сборник очерков «Почва и крона» о выдающихся деятелях русской истории, биографически связанных с Воронежским краем, Петр Рябинин пишет о необходимости хранить историческую память, придавая  ей полноту и строгую объективность. Материал Андрея Румянцева (Москва) – о подвижнической деятельности пианиста Дениса Мацуева, который много сил вкладывает в развитие молодых имен и старается познакомить с высокой музыкальной культурой жителей самых отдаленных географических точек страны.

На вклейке размещены репродукции картин участника Великой Отечественной войны, воронежского художника Николая Трунова: пейзажи, жанровые работы, портреты, натюрморты, декоративные сюжеты. На всякой вещи можно увидеть творческую печать автора – в мягкой палитре, любви к солнечному свету и летнему буйству цветов, в психологической глубине лиц и характеров. Не случайно очерк Александра Гуторова о творчестве живописца назван так символически: «Когда в картинах живет душа».