№ 1 _ 2023  /  Картины воронежского художника Ярослава Маркина

Январский выпуск журнала «Подъём» открывается циклом рассказов о войне Евгения Новичихина. В них нет описания боевых действий, но давнее лихолетье показано через обыденность, через житейские отношения простых селян, через несмываемую вину фашистской солдатни.

Истории Лидии Сычевой (Москва) пронизаны светом любви. Вдохновенное соединение двух душ – и напротив, горькое отсутствие внутреннего единства мужчины и женщины: всеЛАБИРИНТ ВРЕМЕН нестроения сегодняшнего мира происходят, пожалуй, по этой последней причине. Особенно значима такая потаенная нежность в зрелом возрасте, когда одиночество берет в свой плен уже не очень сильного человека. Вот тогда духовное значение любви становится, поистине, неземным.

Повесть «Небоевые потери» Сергея Пылёва оказывается художественным срезом нынешней действительности. Военные действия на Украине вынуждают молодых и старых нравственно определиться: где должно быть сегодня твое настоящее место? Пожилой профессор – и его легкомысленная дочь, уехавшая с мужем-айтишником сначала в Казахстан, потом в Тбилиси, спасаясь от военного призыва… Юноша, в страхе прятавшийся на съемной квартире от повесток военкомата, а вскоре все-таки решивший идти на войну… Коллега по кафедре, типичный либерал, которому чужая беда – не беда, а собственное благополучие важнее всего на свете… Все договаривают до важной определенности свои вчерашние уклончивые слова, и становится понятно, насколько наше общество идейно разделено, и как постепенно население все-таки превращается в народ.

Сюжет рассказа Александра Мальцева «Старик и будни» вполне мозаичный. Жители воронежских сел и города показаны автором с бережным вниманием к их характеру и судьбе в разные десятилетия отечественной истории. Эту жанровую вещь дополняют размышления старика о смысле бытия и переменах. Разделяя большую картину на отдельные зарисовки, они позволяют увидеть крупным планом как детали эпохи, так и ее значимые вехи.

Елена Чистякова (Тамбов) в рассказе «Така жисть…» изображает уход деревенской старушки, которая интуитивно почувствовала, что дни ее заканчиваются, и попросила дочь подготовить ее к уходу в иной мир. Съехались родственники, стали вспоминать случаи из жизни бабы Мани. И перед читателем возникает как бы сама собой большая и трудная жизнь русской женщины – с великими тяготами и самопожертвованием.

Действие фантастико-криминальной повести Константина Головатого «Лабиринт времен» развертывается в координатах старой, дореволюционной эпохи. Главной интригой произведения заявлена тайна четвертого измерения, которым является Прошлое.

Поэтический раздел журнала включает в себя строки Николая Рачкова (Ленинградская область) и Василия Килякова (Москва), Ильмана Юсупова (Швеция) и Геннадия Ёмкина (Саров), Владимира Алейникова (Москва) и Ирины Глушковой, Александра Орлова (Москва).

В круг чтения возвращается имя воронежского писателя Василия Белокрылова. На страницах журнала уже были напечатаны неизвестные страницы его прозы. Теперь читатель может познакомиться с рядом писем, которые в 1967 –1989 годах он адресовал другу-земляку Василию Лустину. Эта важная историко-литературная публикация подготовлена Татьяной Багринцевой.

В рубрике «Страницы Великой Победы» размещен очерк Натальи Тишаниновой, посвященный 80-летию освобождения города Воронежа и Воронежской области от немецко-фашистских захватчиков. Здесь много имен, и ссылок на конкретные боевые действия, на книги, прежде освещавшие это важнейшее военно-политическое событие. В работе Полины Девуцкой «Война и дети» приведены воспоминания очевидцев, которые в далекие годы вместе с родителями оказались в горниле сражений за город. Валерий Журавлев (Волгоград) рассказывает о судьбе участника Сталинградской битвы майора Петра Николаевича Лермонтова – начальника штаба 127-го истребительного авиаполка 282-й авиадивизии, правнучатого племянника великого русского поэта. Приводятся страницы его военного дневника, в которых, кажется, говорит сама история – без прикрас и цензурных вычерков.

Иван Якушкин (Москва) в статье «Россия и Запад: притяжение и отталкивание» размышляет над одним из главных вопросов нашего времени, начиная с эллинистической эпохи и заканчивая последним десятилетием настоящего века. Сюжетные переклички картины П. Нилуса и стихотворения И. Бунина – в центре статьи Олега Фенчука «Одиночество» поэта и художника».

Журнальная вклейка и обложка отданы репродукциям работ молодого воронежского живописца Ярослава Маркина. Его полотна сочетают в себе выверенный рисунок и любовь автора к палитре красок, верность натуре и внимание к деталям картины. В работах Маркина много солнца, сгущенно-синей водной глади. Образно и точно он схватывает самую суть трагических событий нашей истории, изображая убитого военного почтальона в сюжете «Зима 1943 года». Соединение художественного и объективного – непростая задача для творца, литератора или живописца. Для молодого дарования она, по существу, связана с его судьбой в искусстве. И потому название этого журнального вернисажа «Очень близкое и родное» так много говорит нашему сердцу.

 

ЛАБИРИНТ ВРЕМЕНЛАБИРИНТ ВРЕМЕНЛАБИРИНТ ВРЕМЕНЛАБИРИНТ ВРЕМЕН