Ответы губернатора Воронежской области Алексей ГОРДЕЕВА на вопросы литературно-художественного журнала «Подъем»

— Алексей Васильевич, с Вашим приходом воронежцы сразу почувствовали «столичный» уровень в организации культурной жизни края. В Вашей семье ценят классическое искусство, любят театр, знают живопись и архитектуру. Это задает тон. У Вас дружеские отношения со многими выдающимися деятелями российской культуры. По Вашему личному приглашению в конце прошлого года Воронеж посетили Юрий Башмет, Олег Табаков, другие знаменитости. Местная публика начинает привыкать к изысканному вкусу, к ярким именам. Это радует и обнадеживает. Скажите, каким было Ваше представление о воронежской культуре до вступления в должность губернатора? Оно изменилось за год работы?
— В поездках по стране невольно впитываешь самобытную атмосферу той или иной территории. Одно дело – русские Севера, другое — Сибирский регион, третье – республики Кавказа или Поволжья. В Воронежскую область я приезжал несколько раз. Видел выступления народных коллективов, бывал в местных театрах и музеях. Слышал об уникальности таких мест, как Костенки и Дивногорье. И только теперь как губернатор Воронежской области могу сказать: истоки культуры Воронежского края исторически глубоки, традиции богатейшие, отдельные объекты культуры просто уникальны. Ими надо гордиться, включать их в реестр национального духовного наследия. С другой стороны, в этой сфере еще очень много проблем. Чтобы культура нашего края динамично развивалась, ее инфраструктура создавалась на новейших технологиях, потребуется системная, а не авральная реализация масштабных проектов. Проявлять инициативу есть где. Это – и возрождение памятников культуры, и обновление репертуарной политики театрально-концертных учреждений, и совершенствование образовательного процесса, и создание модельных Домов культуры в районах области. Но самое главное: все наши усилия должны быть подчинены одной цели – возрождению Воронежского края, его экономики, социальной и духовной жизни, в том числе и через культуру.

— Какое самое яркое впечатление из культурной жизни Воронежской области Вам запомнилось больше всего в прошедшем 2009 году?
— 200-летие со дня рождения Алексея Кольцова. Событие неординарное, общероссийского звучания. Очень люблю и ценю стихи А.В. Кольцова. Символично, что свои губернаторские полномочия принял в год, объявленный в Воронежской области годом Кольцова. Творчество великого земляка – культурный бренд нашего края. Никому из его поэтических предшественников не удалось с такой мощью раскрыть внутренний мир крестьянина. У Кольцова есть стихотворение «Урожай»: весь цикл полевых работ, от сева до жатвы, как на ладони. Невольно задаешь себе вопрос: многое ли изменилось с тех пор? Да, на поля пришли современная техника, новые технологии. Но во все времена нелегок крестьянский труд. Вечными остаются любовь к пашне, надежды на урожай и жизнь на земле, в гармонии с природой. Поэтому и сегодня кольцовские строки трогают душу, воспринимаются как обращение к потомкам беречь наше главное богатство – чернозёмную ниву.

— В декабре прошлого года на заседании областного правительства рассматривался вопрос о перспективах развития Воронежской области как культурной столицы Черноземья на предстоящее десятилетие. Чем продиктована необходимость принятия такого проекта?
— В Воронежской области 30 государственных, около 2000 муниципальных учреждений культуры и образования.
Управлять такой обширной сферой по старинке, структурно не меняясь, не выстраивая приоритетов и перспективных направлений, думаю, будет не просто финансово обременительно, но и непрофессионально. Помимо задач по сохранению традиций, их развитию, воспитанию молодого поколения культура должна приносить реальную экономическую выгоду.
В последние годы театральное и филармоническое искусство сделали заметный крен в сторону шоу-бизнеса. Такие процессы мы наблюдаем не в одной Воронежской области. Причины понятны: уровень культуры в обществе падает, рынок услуг идет на поводу у предпочтений публики. Возникло противоречие между истинным искусством как культурно-нравственным ориентиром и реальным потребительским спросом населения на развлечения и на легкий, необременительный досуг. Вопрос стоит так: что нужно делать, чтобы не нарушить баланса между высоким в сфере духовности и запросами потребителя «массового досуга»?
Эта проблема не простая: творческие кадры в дефиците, сценическое оборудование устарело, средств на гастроли нет, маркетинг никудышный… Светом в конце этого тоннеля нам представляется принятие долгосрочной целевой программы «Воронежская область – культурная столица Черноземья». Я твердо убежден: одним из основных ресурсов возрождения и социально-экономического развития области в 2010-2020 годах может стать современный, мощный социально-культурный проект.

— Название программы говорящее: «Воронежская область – культурная столица Черноземья». Скажите, предполагается ли в рамках этой инициативы творческое сотрудничество с соседними и более отдаленными регионами?
— За четыре столетия Воронеж исторически сложился как центр интеллектуальной, духовной и культурной жизни Центрального Черноземья. Даже административно это был когда-то единый край, не говоря уже об этнической однородности населения, их исторической общности, бытийно-созерцательного восприятия окружающего мира. Многие именитые воронежцы в своем гражданском и общественном служении до настоящего времени воспринимаются в Черноземье как земляки. Например, фольклорист, собиратель русских народных сказок, автор уникального труда «Поэтические воззрения славян на природу» Александр Афанасьев. В ХIХ веке он собирал сказки не только в окрестностях Воронежа, но и в южных окраинах губернии, где традиционно проживают выходцы с Украины, и в западных, северных, восточных территориях, которые частично отошли потом Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской областям. То же самое можно сказать о подвижнической деятельности музыканта, собирателя русских народных песен Митрофана Пятницкого, художника Ивана Крамского, замечательной исполнительницы русских народных песен и частушек Марии Мордасовой. Кстати сказать, родилась она в Тамбовской области, а своим незаурядным талантом прославила Воронеж и все Черноземье. Ее песенное творчество оказало огромное влияние на современников во всех уголках советской страны.
Неоценимый вклад в духовную и культурную копилку Воронежского края внесла церковь. Имена духовника Петра Первого святителя Митрофания, святителя Тихона Задонского, священников Евгения Болховитинова, Николая Костомарова известны не только в России.
Что касается творческого общения с соседними областями, то оно никогда не прекращалось. Совместные мероприятия проходят регулярно. С другими российскими регионами, с зарубежными странами также поддерживаем творческие контакты. В разных направлениях: классическая и современная музыка, театральные постановки, участие в фестивалях народного творчества, взаимодействие творческих союзов. К примеру, на традиционный фольклорный праздник «На Казанскую» к нам приезжают самодеятельные творческие коллективы не только из стран Ближнего Зарубежья – Украины, Белоруссии, республик Закавказья, но и из Голландии, Польши, Германии, других европейских стран. Большие усилия предпринимаются по развитию самобытной казачьей культуры, широко представленной в Воронежской области. Обмен опытом – лучший способ духовного обогащения, профессионального роста и выстраивания мостов дружбы.

— В Воронеже и области ряд объектов культуры требуют предметного участия региональной и муниципальной власти: старое здание драматического театра, усадьба Винивитиновых в Новоживотинном, природно-ландшафтный комплекс Дивногорье, палеонтологический музей в Костенках, дворец принцессы Ольденбургской в Рамони… Что намерено предпринять правительство области в отношении всемирно известных памятников культуры?
— Нам эти объекты важны не как автономные сооружения, которыми необходимо гордиться и во что следует вкладывать денежные средства. Они – ключевая часть концепции правительства в возрождении края. Инвестиции в них должны работать на благо людей — и живущих здесь, и приезжающих по делам или в гости. Сегодня деловыми людьми, в том числе и зарубежными бизнесменами, Воронеж воспринимается как ненадежный для серьезного сотрудничества регион. Этот стереотип срочно нужно поломать.
Первые шаги сделаны. Внешний облик Воронежа меняется. Но это лишь верхний слой изменений, не самый сложный. Ухоженные парки и скверы, цветники и клумбы, отремонтированные дороги, чистые улицы – каждодневная забота городской власти. Ничего необычного в этом нет, кроме воли, желания и инициативы. Истоки возрождения — не только в экономике и в социальной сфере, но и в культуре. Об этом свидетельствует мировой опыт. Поэтому нам в культурном наследии края действительно важно вычленить «прорывные» объекты, отреставрировать их, обустроить прилегающую территорию, создать комфортную обстановку для туристического посещения и отдыха. Тогда и не стыдно будет самим гордиться собственными культурными ценностями. И гостям, в том числе заграничным, будет что показать. Хорошо организованный культурный досуг делу не помеха.
Работа в этом направлении уже началась. Проектируется строительство первого линейного корабля «Гото Предестинация» («Божье Провидение»), Воронежской адмиралтейской верфи, туристско-культурного комплекса на Петровской набережной. С федерального на областной уровень передаются 8 памятников истории и культуры и гарнизонный Дом офицеров. Проводится реконструкция и реставрация старого здания академического театра драмы им. А.В. Кольцова. В 2012 году откроем в нем 210-й театральный сезон. Рассматриваются проекты создания памятника основателю Воронежа Семену Федоровичу Сабурову. Осенью прошлого года мною проведены переговоры с немецкими деловыми кругами по привлечению инвестиций на реставрацию дворца принцессы Ольденбургской и создание туристско-экскурсионного центра «Рамонь». Воссоздается мемориальный комплекс «Русская усадьба XVIII века Д. Веневитинова». На рассмотрении Правительства Российской Федерации находится вопрос о переводе археологического музея-заповедника в Костенках в реестр федеральных объектов отечественной культуры.
Воронежская область обладает уникальным историко-культурным потенциалом. Под государственной охраной находится 2693 объекта культурного наследия, из них 62 – памятники федерального значения. 1200 памятников археологии. Семь городов Воронежской области включены в Список исторических городов Российской Федерации – Воронеж, Бобров, Богучар, Борисоглебск, Новохоперск, Острогожск и Павловск.
Реализация областной программы по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия на 2010-2014 годы позволит сохранить исторические традиции культуры Воронежской области.

— Алексей Васильевич, тема культурного наследия, памятников старины неотделима от музейного дела. У нас практически полмиллиона единиц хранения музейных предметов по истории, природе, культуре, литературе и изобразительному искусству. Цифра внушительная. Но воронежцы с обидой наблюдают, как ветшают наши музеи, как необходимы им перемены. Есть ли надежда на позитивные изменения?
— Действительно, по большому счету организацией деятельности музеев правительство области не удовлетворено. Проблем здесь много и очень серьезных, хотя и сделано немало. В перечень областных государственных музеев включен Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского. Открыт музей-квартира М.Н. Мордасовой. Введены в эксплуатацию административные и экспозиционные объекты в музее-заповеднике «Дивногорье». Реконструируется и реставрируется музей-усадьба Дмитрия Веневитинова. Выполнен проект воссоздания усадьбы «Дом-музей Дурова». Оформляется стационарная экспозиция в археологическом музее-заповеднике «Костенки».
Вместе с тем нельзя всерьез говорить о профессиональном подходе к организации музейного дела в районах области. Там почти четверть века абсолютно не занимались этими вопросами. Сегодня собственные музеи имеются в Борисоглебском, Богучарском, Лискинском, Калачеевском, Новохоперском, Новоусманском, Павловском, Репьевском, Таловском и Эртильском районах. В Воронеже создан центр военно-патриотического воспитания «Музей-диарама». Вот, пожалуй, и все. Есть над чем поразмышлять местной власти. И проявить конкретную инициативу в социально-культурном развитии своих территорий, в организации содержательного досуга людей.
Что касается областных музеев, то у правительства планы на их развитие амбициозные. Планируем построить в Воронеже единое фондохранилище с применением современных технологий хранения музейных ценностей. Установить автоматизированную систему для ведения электронных каталогов и систематизации учета хранения музейных фондов. Будем создавать областное музейное агентство по координации работы всех музейных учреждений Воронежской области. Среди других замыслов – образовательный центр, дискуссионный клуб, «передвижничество», волонтерство, мастер-классы с художниками, грантовые проекты, работа в виртуальном пространстве. Важным представляется формирование яркого позитивного имиджа по каждому конкретному музею. Это позволит любому музейному учреждению помимо государственного участия опираться в своей деятельности на частных партнеров, меценатов и благотворителей, вести активную издательскую деятельность по популяризации имеющихся коллекций.

— Сегодня сложилась ситуация, когда многочисленные учреждения культуры живут сами по себе, а общество, население – само по себе. Особенно молодое поколение. Оно не очень озабочено повышением своего культурного образования. Молодые люди на улицах сорят, в общественных местах нецензурно выражаются. От таких современников трудно добиться любви к искусству, театру, литературе. Получается, оба общественно-культурных слоя сосуществуют, не смешиваясь. Скажите, программа по возрождению культуры области эти пограничные духовно-нравственные состояния учитывает? Как должны взаимодействовать в этом вопросе власть, общественные организации, церковь и сами деятели культуры?
— Культура – понятие всеобъемлющее. В нем – вековые традиции предков, быт, нравы, обряды, мораль и этика общества в поведении, в увлечениях, в творчестве, в религиозной принадлежности. Культура существует в еде, в одежде, в отдыхе. И у каждого социального слоя населения есть тоже свое представление о культуре. Культура – это все, что человеческая цивилизация выбрала из множества вариантов собственного духовного опыта и возвела в норму: это можно – это нельзя; это хорошо – это плохо…
Если мы исходим из такого понимания культуры, то усилий одних работников этой сферы недостаточно. Здесь все важно: экономическое состояние региона, нацеленность на поддержку культуры власти, бизнеса, общественных объединений и традиционных религиозных конфессий, неравнодушие граждан. Правительство, принимая программу развития культуры Воронежской области на десятилетие вперед, намерено использовать культурный фактор как действенный ресурс в достижении поставленных социальных и экономических целей. В этом смысле приобщение к культурному наследию – эффективный инструмент профилактики и преодоления негативных явлений в молодежной среде, в воспитании патриотических, гражданских качеств личности, гармонизации семейных отношений.
Безусловно, этому будет способствовать проведение в области совместных акций с учреждениями образования, здравоохранения, центрами социальной защиты населения, органами ЗАГС, внутренних дел, общественными, религиозными организациями, воинскими подразделениями.
Популяризация традиций, проведение праздников народной культуры, создание фольклорных ансамблей, организация этнографических экспедиций – не самоцель, не план работы для внутриотраслевого сообщества. Художественные ремесла и декоративно-прикладное творчество приобретают ценность лишь тогда, когда в живой процесс овладения ими вовлекаются десятки, сотни, тысячи людей, в особенности — молодежь. Если приобщим, увлечем, у нее не будет времени для праздного шатания и для бесцельных посиделок за банкой пива. Только увлеченный человек может быть патриотом и гражданином. Мы как-то забыли опыт предков. На Руси молодые люди никогда не были предоставлены сами себе. Старшие постоянно учили их ремеслам, боевому искусству, всему, без чего нельзя было выжить в суровых условиях противостояния с природой и окружающим миром. У наших предков были свои наставники и кумиры, кому можно было подражать, с кого брать пример. И все это бережно хранилось, передавалось от поколения к поколению как бесценное богатство. Естественно, в культурной среде креативный характер развития достигается также при взаимодействием с творческими союзами: писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, архитекторов и многих других участников этого процесса… Добьемся возрождения в этом направлении, тогда можно будет с уверенностью говорить о том, что мы создали основу для гармоничного будущего.
Мне представляется, что организующая роль культурного наследия недооценивается. За счет культуры и на ее базе сегодня можно создавать новые кластеры экономики. Можно расширять рынок культурных услуг, продуктов художественного творчества. Развивать познавательный туризм. И это подтверждают наши ставшие уже традиционными праздники. Всероссийский фестиваль фольклора и ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая», Межрегиональный фестиваль «Песни над Доном», Праздник песни и танца на родине М.Е. Пятницкого, Межрегиональный фестиваль «Игрушка-говорушка», «Адрес детства – Воронежский край».
В перспективе будут созданы многопрофильные учреждения, которые соединят в себе клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и другие формы культурно-просветительной работы. В рамках программы планируется также создание модельных Домов культуры. Модельный Дом культуры – эталон будущего клубного учреждения, образец деятельности и организации неформального общения людей. Управлением культуры области разрабатывается Стандарт модельного учреждения культуры клубного типа. На основании ежегодных конкурсов с 2011 года будут определяться наиболее соответствующие этому стандарту учреждения. Создание модельных Домов культуры в каждом муниципальном районе планируется завершить к 2015 году.
Если мы хотим, чтобы наша молодежь была образована, культурна в быту и в общественных местах, мы должны совершенствовать систему дополнительного и профессионального образования в сфере культуры.
В Воронежской области 6 учреждений среднего профессионального образования и 71 учреждение дополнительного образования детей. Вместе с Воронежской государственной академией искусств они образуют единую систему образования, где обучается более 26 тысяч человек. Наиболее способные и одаренные дети получают сегодня образование по 16 специальностям и 33 специализациям.
В ближайшие 3-5 лет планируем построить в Воронеже общежитие со спорткомплексом для учащихся четырех учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства. На базе Воронежского художественного училища скоро завершим строительство нового учебного корпуса и создадим интегрированный образовательный комплекс филиала Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова.
Достижение поставленных задач невозможно без опоры на общественные структуры. По моей инициативе в Воронеже создан общественный художественный совет при главе Воронежа. В декабре я встречался с его новым составом. Разговор получился интересный и содержательный, носил концептуальный характер, с проекцией на перспективы развития Воронежа как исторической столицы Черноземья. Надеюсь, что совет сконцентрирует свои усилия на выполнении конкретных задач. Их несколько. Формирование современного облика города и существующей архитектурной концепции. Воспитание у воронежцев высокого художественного вкуса, чтобы каждый мог отличить настоящее произведение искусства от китча, красивое современное сооружение от эклектической безвкусицы. Художественный совет должен стать коллективным пропагандистом наших задач, сотрудничая со СМИ, организуя тематические выставки, конкурсы, публичные обсуждения проектов. Консолидировать творческие силы города, специалистов, общественность, всех, от кого зависит формирование городского облика. И последнее, пожалуй, самое важное. Художественный совет – это буфер между коммерческим интересом конкретных должностных лиц, которые переходят границы допустимого, и интересами города и горожан. Ведь все последние годы Воронеж под давлением коммерческих интересов застраивался хаотично. Мы намерены пресечь эту порочную практику.

— Любовь и трепетное отношение к книге были отличительной чертой интеллигентного человека ушедшего столетия. Сегодняшнее поколение культа из книги не делает: мир сильно поменялся. Есть много других способов получать информацию и знания, читать тексты в электронном варианте. Тем не менее библиотеки в Воронежской области сохранены. И это замечательно. Что необходимо сделать, чтобы туда приходили люди и получали пакет современных интеллектуальных услуг?
— Если говорить сухим языком цифр, Воронежская область сегодня занимает второе место в Центральном Федеральном округе по количеству библиотек. Книжный фонд насчитывает более 15,7 млн. единиц хранения (книг, документов на магнитных и электронных носителях). Однако дело не в их количестве, а в качестве работы, в возможностях предоставления комплекса услуг. Здесь у нас есть проблемы. Объем новых поступлений меньше норматива.
Чтобы в рамках программы развития культуры области подтянуть библиотечное дело до требуемых стандартов, потребуется приложить большие усилия и по финансированию сети, и по созданию электронных каталогов и полнотекстовых информационных ресурсов. Необходимо оснастить хранилища областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина современным оборудованием, создать региональные Центры по консервации и реставрации документов, по подготовке и переподготовке специалистов библиотечного дела.

— Воронеж – родина ярких имен в области науки, искусства, литературы. Кольцов, Никитин, Бунин, Платонов – классики русской литературы. Их историческое значение не зависит от времени, от сиюминутной моды на писателей. Большинство воронежских литераторов и представители общественности давно ставят вопрос об учреждении региональной властью всероссийской литературной премии по примеру других регионов. В Алтайском крае, например, есть Шукшинская премия, в Смоленской области – имени А.Т. Твардовского, в Брянской – Тютчевская… Как Вы относитесь к такому предложению?
— Как мне рассказывали, в недалеком прошлом областным управлением по культуре уже учреждалась литературная премия. Было у нее и название – премия имени Андрея Платонова. Несколько раз объявлялись лауреаты из числа воронежских писателей. Однако инициатива не прижилась. Не могу судить, почему. Как высшее должностное лицо области и как почитатель таланта воронежских классиков я солидарен с устоявшимся мнением: исторических обоснований для солидной, престижной литературной премии у нас достаточно. Есть имена и традиции. Необходимо проработать этот вопрос. Мне видится несколько важных обстоятельств, требующих серьезного размышления. Например, что мы хотим получить от учреждения премии, какой духовный капитал обретем для области. Какое название будет у этой премии. Если вновь возвращаться к имени Платонова, то премии в его честь уже существуют. Впрочем, как и бунинские тоже. Может быть, она должна соединять в своем наименовании Кольцова и Никитина. В истории русской литературы и в исторической памяти воронежцев жизнь и творчество обоих поэтов неразрывны. Каждую осень в Воронеже и области проходят одноименные Кольцовско-Никитинские чтения.

— Алексей Васильевич, в октябре 2009 года председатель Правительства России В.В. Путин встречался с писателями. В частности, на встрече шла речь о возрождении «толстых» литературных журналов. Назывались конкретные цифры финансовой помощи таким изданиям и одновременно библиотекам – для организации подписки на них. На Ваш взгляд, век «толстых» журналов окончательно канул в Лету или они еще способны пробудить общественную мысль и стать интеллектуальными центрами для думающих россиян?
— На «толстых» журналах выросло не одно поколение наших соотечественников. Литературно-художественные издания были средоточием интеллектуальной мысли. История, философия, общество, международные отношения, культура и искусство, быт и нравы народов, современный литературный процесс… Читать такие журналы было правилом хорошего тона. Очень многие подписывались на них либо знакомились с новинками в читальных залах библиотек. О произведениях популярных авторов с нескрываемым воодушевлением говорили и спорили. На работе и дома, в институтских аудиториях и в студенческих отрядах, в электричках и на колхозных полях, куда тысячи образованных горожан отправлялись на уборку урожая. В «толстых» журналах можно было прочитать то, о чем не писали газеты и что не показывали по телевидению. Публицистика в литературных журналах отличалась яркостью и глубиной содержания, оригинальностью аналитического мышления и сочностью языка. Мне, например, до сих пор помнятся очерки Бориса Можаева, Анатолия Стреляного, Юрия Черниченко, Анатолия Иващенко. Их статьи на аграрные темы, глубокое знание исследуемого предмета, активная гражданская позиция часто становились поводом для внедрения передовых технологий, принятия прогрессивных управленческих решений союзными министерствами и ведомствами.
Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого столетия был настоящим «золотым» веком литературных журналов. По современным меркам у них были немыслимые тиражи – по несколько миллионов экземпляров. Ажиотаж вокруг «толстых» журналов не ослабевал вплоть до падения Советского Союза. Политические события 1991 года, невероятно сложное начало 1992 года, реформа и обвал рубля привели к затяжному экономическому кризису. Стремительно падали тиражи ведущих центральных газет. Литературные журналы тем более не выдержали конкурентной борьбы в жестких условиях рынка. На долгие годы они погрузились в полосу забвения и финансового краха. Бурный рост информационных технологий и появление Интернета к началу 2000-х годов снизили интерес к печатному слову и к «толстым» журналам в частности.
Однако события последних двух-трех лет показывают, что «толстые» журналы хоронить рано. Конечно, они не вернут себе былое общественно-гуманитарное влияние. Но для определенной части населения страны эти журналы по-прежнему остаются островками приятного общения с добротным русским словом. В обществе снова пробуждается интерес к качественной художественной литературе, к чтению. Мудьтимедийные коммуникации, разумеется, важны, во многих сферах они сегодня незаменимы, однако процесс общения с печатным словом, с журналом и книгой, с умным текстом не будет вытеснен из сознания россиян. Радует, что к чтению в последние годы тянется молодежь. Из ее среды появляются яркие писательские имена. Их с увлечением читают сверстники. Подтверждение тому и журнал «Подъем», издающийся с 1931 года и сохранивший своего читателя. Он остается литературной визитной карточкой Воронежского края. Значит, есть надежда сохранить традиции чтения и любовь к нему.

«Подъем», №1, 2010 г.