Культура | В городе Борисоглебске Воронежской области завершился Всероссийский фестиваль русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба»

По традиции фестивальный день был начат богослужением в храме, носящем, как и город, имя Бориса и Глеба – первых русских святых, которые предпочли принять смерть от посланных братом убийц, чем усомниться в крепости кровных уз и положить начало междоусобной брани. На открытии, состоявшемся чуть позднее в фойе Борисоглебского драматического театре имени Н.Г.Чернышевского, гостей – поэтов, бардов, чтецов из Воронежа, Липецка, Орла, Москвы, – встречали хлебом-солью и песнями.
Виталий Черников

На этот раз, так вышло, в программе не было ни поездок к соседям в музей-усадьбу Сергея Рахманинова, ни ночных концертов на главной городской площади. Нужно было уложиться за день, а поэты в какой-то момент увлеклись чтением своих стихов пришедшим в театр борисоглебцам, – и разве можно осуждать поэтов за это?

В тот день частью программы стали две выставки. В картинной галерее имени П.Шолохова в эти дни демонстрируются 78 работ Народного художника СССР Николая Жукова. Та, что открылась в историко-художественном музее, названа «Во веки благословенны будут». Она посвящена 1025-летию крещения Руси и возникла как результат сотрудничества музея и Борисоглебского благочиния. Часть экспонатов предоставлена музеем Знаменского храма.

Есть артефакты просто бесценные: например, раннехристианские крестики, найденная в Тамани бронзовая кадильница (она датирована IV-V веком нашей эры). Или деревянная скульптура XVIII века «Христос скорбящий» из села Петровское. Как рассказал мне Сергей Шуваев – руководитель историко-архивного отдела Борисоглебского церковного округа, она хранилась в советские годы в доме одной из прихожанок, а затем в одном из борисоглебских домов. В этом году скульптура была передана церкви и хранится в музее Знаменского храма.

Поведал Сергей Викторович историю и ещё одного экспоната:

— Обнаружили мы это случайно, но, наверное, ничего случайного не бывает. При освидетельствовании иконостаса Знаменского храма на предмет архитектурных утрат был снят этот херувим, а на обратной стороне – обнаружена надпись простым карандашом, письмо из 1905 года. Там рассказывается о подрядчике, который произвёл строительство этого иконостаса в январе 1905 году. И о том, что в это время шла война с Японией, лето было жаркое, дождей не было. И ещё автор послания добавляет, что в это время в России «стояли беспорядки и нестроения».

Фестиваль и его участники в этом году оказались как бы растворёны в городском пейзаже. Даже если вы, находясь в тот августовский день в Борисоглебске, не попали на его концерты, творческие встречи и выставки, поэзия всё равно проникла в ваши лёгкие.

Одним из мест, захваченных ею, стал городской парк культуры и отдыха. Здесь работала площадка «Свободный микрофон» — и не только она. Незадолго до фестиваля состоялся конкурс стихов и песен о Борисоглебске, и теперь на площадке «Максидром» награждали его победителей.

Таня Суязова была отмечена на общегородском конкурсе стихов и авторской песни за лучший поэтический текст о родном крае. Фото Михаила Вязового

Родной город, «зелёный, милый сердцу уголок» воспевали в том числе и совсем юные творцы. Например, занявшая первое место Таня Суязова, написавшая трогательное стихотворение-признание в том, «что этот город крохотный в душе моей навек». Лучшие работы вошли в сборник.

Будет выпущена книга и по итогам Третьего фестиваля «Во славу Бориса и Глеба». Подборка стихов, прозвучавших в тот день, появится также на страницах журнала «Подъём», который в Борисоглебске по традиции представляли главный редактор, поэт Иван Щёлоков и его заместитель, критик Вячеслав Лютый. Последний, выступая перед читателями городской библиотеки имени В.Кина, признался:

— Мне отрадно, что на наших страницах появлялись произведения Лёши Ряскина – лауреата первого фестиваля, председателя оргкомитета Фёдора Григорьева, который, кстати, за последние два года вырос как поэт неузнаваемо! А в последнем на сегодня номере «Подъёма» опубликованы стихи Кати Макушиной, которая участвует в третьем фестивале.

Добавим к этим именам имя Родиона Прилепина, успешно выступившего здесь два года назад. О том, какое значение придаёт воронежский литературный журнал поиску новых имён, открытию молодых талантов, свидетельствовало и выступление на открытии фестиваля председателя жюри Ивана Щёлокова.

Говорил он о вечной борьбе «традиционного» и нового, «актуального». Традиция сама по себе мертва без поисков новых форм, нового языка. Но и «нельзя всегда быть современным, модернистским, не питаясь глубочайшими историческими корнями». В «Подъём» приносят свои произведения многие молодые авторы, которые, по словам его главного редактора, «успешно экспериментируют и тем самым обновляют нашу традицию». Кто-то из них учился писать у Николая Рубцова, кто-то у Александра Введенского, кто-то у Иосифа Бродского, кто-то у Андрея Родионова или Дмитрия Воденникова.

Иные самоотверженно изобретают поэтический велосипед, рисуют собственную карту Вселенной, готовясь свершить свои «семь озорных шагов за горизонт». Глядишь, и появится в океане русской поэзии новый островок, который станет ориентиром для каких-то других молодых поэтов, пока даже не родившихся. Может быть, для кого-то из них важной вехой в судьбе станет Фестиваль «Во славу Бориса и Глеба» — четвёртый, пятый, одиннадцатый.

Вот что сказал на закрытии третьего его основатель, председатель оргкомитета Фёдор Григорьев:

— Александр Твардовский учил Алексея Прасолова, тот рассказал поэту Василию Жиляеву, а он – мне: «Написал – положи в стол, пусть два месяца отлежится. Появилось желание – достань рукопись, кое-что поправь, отложи в другую папку. Потом, когда у тебя наберётся стопка стихотворений, возьми её и гениально отбери». Наверное, в этом суть того, что мы хотим представить на суд зрителей.

Деревянная скульптура «Христос скорбящий»(XVIII век).
Энтузиасты, благодаря которым возник этот фестиваль, верят: их детище побудит приезжающих в Борисоглебск поэтов, работая над словом, развиваться, эволюционировать. Наверняка, в тот день в городе у кого-то родились новые стихи. А сколько будет написано их к следующему фестивалю! Надеюсь, хорошие не затеряются.

Источник: газета «Коммуна» № 116 (26138), 10.08.2013г.