«И снова этот голос…»

Обзор журнала «Подъём», № 9, 2013 год

Cегодня в России не так много региональных литературных журналов, которые выстояли в кризисные годы и продолжают знакомить современников с качественной литературой, основанной на лучших отечественных и зарубежных традициях. Тем приятнее представить читателю содержание вышедшего из печати сентябрьского номера воронежского литературно-художественного журнала «Подъём», одного из старейших в России, основанного ещё в 1931 году.

Открывается номер новой повестью писателя Валерия Барабашова «Наследный крест». Вкратце её сюжет таков.

Семён Петрович Муха, пенсионер, давно похоронивший жену, подшофе вызывает по телефону девушку на дом.

Особу по имени Матильда привозит на свидание собственный муж, с которым Семён Петрович случайно столкнулся на перекрёстке. Возмущённый поведением мужа Матильды, Муха предлагает девушке остаться у него жить. И та остаётся… С этого момента сюжетная острота произведения В. Барабашова только нарастает.

Такой художественный приём характерен для творческого почерка писателя, известного автора остросюжетных произведений. По некоторым из них в своё время были сняты художественные фильмы: «Магистраль» — с Кириллом Лавровым, Людмилой Гурченко, Владимиром Меньшовым в главных ролях, «Театральный капкан» — с Алексеем Булдаковым и Михаилом Кокшёновым, а также кинолента «Дублёр начинает действовать».

Рассказы Александра Титова (Липецкая область) и Людмилы Володиной (Воронеж) расширяют жанровую и тематическую палитру обозреваемого номера «Подъёма», а публикация окончательной части романа (первая часть — «Подъём», № 7, 2013) американского писателя Ричарда Сейла «Бенефис» (перевод Николая Спицына) становится соединительной линией между художественными мирами континентов, поколенческой перекличкой авторов и перемещением читателя во временных пространствах.

Широка поэтическая география девятого номера «Подъёма». Александр Нестругин представляет Воронежскую область, Валерий Михайлов — Алма-Ату (Казахстан), Елена Машукова — Орёл, Наиль Ишьмухаметов — Казань, Виктор Брюховецкий — Ленинградскую область. Каждое их этих имён давно известно в современной российской поэзии, у каждого в активе не по одной литературной премии.

Не откажешь номеру и в разнообразии на историко-литературные и искусствоведческие темы. Статья Александра Свалова (Москва) «Воронежский Станкевич» посвящена 200-летию со дня рождения легендарного юноши, русского мыслителя, литератора и общественного деятеля России первой трети ХIХ века

Н.В. Станкевича. Историк и киновед Станислав Хатунцев (Воронеж) в публикации «Русский танкист против американского китобоя» под впечатлением от просмотра фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» размышляет о проникновении художественного и реального в современную действительность и внутренний мир человека. Литературный критик и краевед Владимир Попов (Воронежская область), несмотря на достаточно представленную в литературоведении тему отношений Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа, сумел найти новые оттенки в непростой дружбе двух ярких личностей, о чём и рассказал в статье «Другой в тебе меня задушит…».

В этом году русская поэзия понесла тяжёлую утрату — умер поэт и философ, автор глубоко гуманистических поэм «Суд памяти», «Даль памяти», «Двадцать пятый час» и других, уроженец Воронежской земли Егор Исаев. Его памяти посвящена статья публициста Святослава Иванова «Не по своей только воле».

Сентябрьский номер богато иллюстрирован. Его украшением являются цветные вклейки. Одна из них знакомит с циклом картин оригинального воронежского художника Алексея Загородных «И снова этот голос…», выставки которого организовывались в Москве, Париже, а другая составлена из произведений фотомастеров Михаила Вязового и Александра Бровашова «Засентябрило за окном…»

Справка «Ё!»

«Подъём» распространяется практически по всей стране. Кроме того, его доставляют в региональные библиотеки. В Воронеже журнал можно также приобрести в киосках «Роспечати». Публикации «Подъёма» доступны на его сайте: www.podiem.vsi.ru.

Иван ЩЁЛОКОВ.