ГЛУБИНА И ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ
- 26.05.2015
Интервью заместителя главного редактора журнала «Подъём Вячеслава ЛЮТОГО и.о. главного редактора газеты «Аргументы и факты – Тамбов» Олегу АЛЁШИНУ
— Год литературы — это повод для серьезного разговора о состоянии и развитии национальной словесности. Как вы оцениваете развитие литературного процесса в стране? Есть ли в нем место для региональной литературы?
— По существу, литературу в сегодняшней России представляют региональные писатели, а не столичные. Это связано с тем, что противоречивое многообразие современной жизни во всей полноте проявляется именно там – в самых разных точках нашей большой страны. Другое дело, что издательский процесс ориентирован на столичных авторов, на либеральное мировоззрение, а все иное именует «сельской литературой». Эту тщеславную и, по меньшей мере, неумную характеристику я услышал на телевидении из уст ведущей, которая процитировала названный термин в своем вопросе. Можно сказать в самом общем смысле, что литература пишется в России, а не в ее столице. География тут, кажется, и не причем – ведь жили же писатели, вышедшие из глубинки, в Москве и Петербурге в XIX веке. Но тогда было общественное мнение и достаточно крепкие нравственные устои. Теперь же на этой ниве у нас сплошные проблемы, и столица поставляет в традиционно здоровую в духовном отношении провинцию всякую модернистскую чушь – это следствие информационной эпохи. К тому же сегодня издательский процесс, главным образом сосредоточенный в столице, практически враждебен литературному процессу как отображению сегодняшней жизни во всей ее художественной и реальной полноте. Однако, скажем, в Сибири уже есть очень серьезные положительные сдвиги в этом отношении, назову многотомный альманах «Тобольск и вся Сибирь». Сложность тут в том, что издатель не хочет рисковать своим капиталом, вкладываясь в издание произведений хороших авторов, ведь их нужно дополнительно «раскручивать», дабы получить свою законную прибыль. И вот здесь мы натыкаемся на отсутствие у издателя всякой иной мотивации, кроме коммерческой. В этом и есть проблема, которую породило само государство в прежние десятилетия. Хочется надеяться, что теперь все начнет приходить в состояние здорового равновесия: просветительская функция не будет противоречить бизнесу, воспитательная не будет зачеркиваться ювенильными изысками, а издательские программы в регионах обретут стабильность и свою внутреннюю концепцию. И тогда литература в нашей жизни займет свое достойное место, являясь преемницей всего лучшего, что было в русской словесности в прежние десятилетия и века.
— Какие задачи сегодня решает журнал «Подъем»?
— Журнал «Подъём» всегда считался региональным, несмотря на то, что издавался в Воронеже: он охватывал литературу и писателей всего Черноземья. Сегодня, продолжая эту линию, редакция стремится сделать «Подъём» общероссийским изданием, в котором органично присутствовали бы произведения и имена от Калининграда до Владивостока, от Краснодара до Красноярска. Одновременно, понимание журнала как традиционного литературного ежемесячника диктует и соответствующую редакционную политику. На страницах «Подъёма» нет бранной лексики, грязных сцен, кликушества, политиканства, но есть широта традиции в ее развитии. Разнообразие стилей и точек зрения на происходящее в жизни русского человека придает журнальной книжке полифонию, позволяет читателю словно бы путешествовать, переходя от одного материала к другому. Так складывается образ современности и закрепляется память о прошлом, молодые голоса получают возможность выразить себя, а мастера дают характеристику действительности – житейскую, духовную, мировоззренческую. Кроме того, укрепляется связь между поколениями, что особенно важно в нынешних обстоятельствах, когда многие важные вещи и понятия подвергаются циничному переосмыслению. Идя вглубь культуры российской провинции, журнал «Подъём» предлагает читателю целевые выпуски, посвященные литературе, искусству, истории малых городов Черноземья и областных центров. Уже были номера, отражающие жизнь Ельца и Новохоперска, Мичуринска и Борисоглебска, Липецка и Харькова, и целый ряд других. Этот вектор развития журнала редакция считает совершенно необходимым.
— Насколько тесны творческие связи журнала и тамбовского региона?
— В 2000-е годы связи «Подъёма» с тамбовскими писателями, поэтами, критиками и краеведами были более тесными, нежели сегодня. Был, кстати, выпущен и «тамбовский» целевой номер журнала в его прежнем, более скромном оформлении. Сегодня необходимо восстанавливать наработки прошлого десятилетия, соединяя их с новыми произведениями и именами тамбовских литераторов и исследователей. Этот процесс уже начался, его звеном можно считать и встречу редакции журнала с читателями в областной библиотеке Тамбова в апреле текущего года. Важно наладить взаимодействие с тамбовской организацией Союза писателей России и совместить эту работу с публикациями на страницах «Подъёма». Понимание необходимости такого обоюдного перетекания смыслов и действий, произведений и устных публичных выступлений есть и у главного редактора журнала Ивана Щёлокова, и у председателя писательской организации Тамбова Татьяны Маликовой. На новом этапе стоит подготовить и «тамбовский» выпуск «Подъема» — по сравнению с прошлым, более красочный и представительный, панорамно более широкий.
— Журнал мог бы способствовать развитию региональной литературы? Если да, то на каких принципах.
— Объединяя на своих страницах литературу всех других регионов, помимо Черноземного, «Подъём» стремится восстановить разорванное литературное пространство. Не случайно в составе редколлегии журнала присутствуют авторы из самых разных уголков страны. Это поэты и писатели, исследователи литературы и культуры со сложившейся репутацией. Глубина и чистота помыслов, знание изначальных, бытийных мест высокого и низкого, художественная выразительность и интеллектуальная честность – вот личностные черты этих творческих людей. В соответствии с названными позициями и формируется круг имен и портфель произведений журнала. В поступательном движении «Подъёма» навстречу региональной литературе важны не только взаимные отношения писательских организаций и редакции, но и понимание необходимости этого созидательного процесса со стороны власти – муниципальной, областной, краевой. Только тогда в литературном зеркале отразится реальность наших дней – во всей ее сложности, не отменяющей затаенную надежду на великое будущее России.