ГЛУБИНА И ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ

Интервью заместителя главного редактора журнала «Подъём Вячеслава ЛЮТОГО  и.о. главного редактора газеты «Аргументы и факты – Тамбов» Олегу АЛЁШИНУ

— Год литературы — это повод для серьезного разговора о состоянии и развитии национальной словесности. Как вы оцениваете развитие литературного процесса в стране? Есть ли в нем место для региональной литературы? 

 

По существу, литературу в сегодняшней России представляют региональные писатели, а не столичные. Это связано с тем, что противоречивое многообразие современной жизни во всей полноте проявляется именно там – в самых разных точках нашей большой страны. Другое дело, что издательский процесс ориентирован на столичных авторов, на либеральное мировоззрение, а все иное именует «сельской литературой». Эту тщеславную и, по меньшей мере, неумную характеристику я услышал на телевидении из уст ведущей, которая процитировала названный термин в своем вопросе. Можно сказать в самом общем смысле, что литература пишется в России, а не в ее столице. География тут, кажется, и не причем – ведь жили же писатели, вышедшие из глубинки, в Москве и Петербурге в XIX веке. Но тогда было общественное мнение и достаточно крепкие нравственные устои. Теперь же на этой ниве у нас сплошные проблемы, и столица поставляет в традиционно здоровую в духовном отношении провинцию всякую модернистскую чушь – это следствие информационной эпохи. К тому же сегодня издательский процесс, главным образом сосредоточенный в столице, практически враждебен литературному процессу как отображению сегодняшней жизни во всей ее художественной и реальной полноте. Однако, скажем, в Сибири уже есть очень серьезные положительные сдвиги в этом отношении, назову многотомный альманах «Тобольск и вся Сибирь». Сложность тут в том, что издатель не хочет рисковать своим капиталом, вкладываясь в издание произведений хороших авторов, ведь их нужно дополнительно «раскручивать», дабы получить свою законную прибыль. И вот здесь мы натыкаемся на отсутствие у издателя всякой иной мотивации, кроме коммерческой. В этом и есть проблема, которую породило само государство в прежние десятилетия. Хочется надеяться, что теперь все начнет приходить в состояние здорового равновесия: просветительская функция не будет противоречить бизнесу, воспитательная не будет зачеркиваться ювенильными изысками, а издательские программы в регионах обретут стабильность и свою внутреннюю концепцию. И тогда литература в нашей жизни займет свое достойное место, являясь преемницей всего лучшего, что было в русской словесности в прежние десятилетия и века.

 

— Какие задачи сегодня решает журнал «Подъем»?

 

Журнал «Подъём» всегда считался региональным, несмотря на то, что издавался в Воронеже: он охватывал литературу и писателей всего Черноземья. Сегодня, продолжая эту линию, редакция стремится сделать «Подъём» общероссийским изданием, в котором органично присутствовали бы произведения и имена от Калининграда до Владивостока, от Краснодара до Красноярска. Одновременно, понимание журнала как традиционного литературного ежемесячника диктует и соответствующую редакционную политику. На страницах «Подъёма» нет бранной лексики, грязных сцен, кликушества, политиканства, но есть широта традиции в ее развитии. Разнообразие стилей и точек зрения на происходящее в жизни русского человека придает журнальной книжке полифонию, позволяет читателю словно бы путешествовать, переходя от одного материала к другому. Так складывается образ современности и закрепляется память о прошлом, молодые голоса получают возможность выразить себя, а мастера дают характеристику действительности – житейскую, духовную, мировоззренческую. Кроме того, укрепляется связь между поколениями, что особенно важно в нынешних обстоятельствах, когда многие важные вещи и понятия подвергаются циничному переосмыслению. Идя вглубь культуры российской провинции, журнал «Подъём» предлагает читателю целевые выпуски, посвященные литературе, искусству, истории малых городов Черноземья и областных центров. Уже были номера, отражающие жизнь Ельца и Новохоперска, Мичуринска и Борисоглебска, Липецка и Харькова, и целый ряд других. Этот вектор развития журнала редакция считает совершенно необходимым.

 

— Насколько тесны творческие связи журнала и тамбовского региона?

 

В 2000-е годы связи «Подъёма» с тамбовскими писателями, поэтами, критиками и краеведами были более тесными, нежели сегодня. Был, кстати, выпущен и «тамбовский» целевой номер журнала в его прежнем, более скромном оформлении. Сегодня необходимо восстанавливать наработки прошлого десятилетия, соединяя их с новыми произведениями и именами тамбовских литераторов и исследователей. Этот процесс уже начался, его звеном можно считать и встречу редакции журнала с читателями в областной библиотеке Тамбова в апреле текущего года. Важно наладить взаимодействие с тамбовской организацией Союза писателей России и совместить эту работу с публикациями на страницах «Подъёма». Понимание необходимости такого обоюдного перетекания смыслов и действий, произведений и устных публичных выступлений есть и у главного редактора журнала Ивана Щёлокова, и у председателя писательской организации Тамбова Татьяны Маликовой. На новом этапе стоит подготовить и  «тамбовский» выпуск «Подъема» по сравнению с прошлым, более красочный и представительный, панорамно более широкий.

 

— Журнал мог бы способствовать развитию региональной литературы? Если да, то на каких принципах.

 

Объединяя на своих страницах литературу всех других регионов,  помимо Черноземного, «Подъём» стремится восстановить разорванное литературное пространство. Не случайно в составе редколлегии журнала присутствуют авторы из самых разных уголков страны. Это поэты и писатели, исследователи литературы и культуры со сложившейся репутацией. Глубина и чистота помыслов, знание изначальных, бытийных мест высокого и низкого, художественная выразительность и интеллектуальная честность – вот личностные черты этих творческих людей. В соответствии с названными позициями и формируется круг имен и портфель произведений журнала. В поступательном движении «Подъёма» навстречу региональной литературе важны не только взаимные отношения писательских организаций и редакции, но и понимание необходимости этого созидательного процесса со стороны власти – муниципальной, областной, краевой. Только тогда в литературном зеркале отразится реальность наших дней – во всей ее сложности, не отменяющей затаенную надежду на великое будущее России.