ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И МИРА
- 05.09.2023
Августовский номер журнала «Подъём» открывается повестью Владимира Пронского (Москва) «Дыхание Донбасса». Вроде бы складные, удачливые дни главного героя Семена Прибылого однажды заканчиваются: по мобилизации он отправляется в Новороссию, где обретает важнейшее чувство собственного соответствия настоящему месту и времени. Он исподволь, незаметно становится опытным солдатом, а после второго ранения возвращается домой. Однако смута мирных дней оказывается безысходней драматизма военной обстановки. В финале герой как будто начинает жить сначала, но этот благополучный итог скрадывает прямо не озвученную мысль: подлинная жизнь – без лукавства, предательства и эгоизма – там, на войне. А здесь все должно быть перестроено по правде и справедливости.
Повесть Василия Воронова (Ростовская область) «Два егеря», как часто случается в литературе, основана на реальном случае. Автор по заданию районной газеты отправляется на встречу с директором охотничьего хозяйства Недогоновым. И поскольку речь идет о человеке в природном окружении, все многообразие лесной жизни разворачивается перед читателем. На небольшом пространстве сюжет касается страниц биографии главного егеря, проблем бережного отношения к зверью и лесу, непростого сотрудничества с помощником, который оказывается полной психологической противоположностью главного охотоведа. Такая художественная многоплановость почти несвойственна современной прозе, и поэтому повесть воспринимается как творческая находка.
Рассказы Марины Соловьевой (Нижний Новгород) насмешливы и непосредственны, однако в них за наглядной улыбкой и живой речью таится печаль и думы о нашей нескладной повседневности. Напротив, сюжеты Юрия Прыгова (С.-Петербург) насыщены радостью существования – будь то детские деревенские впечатления или почти анекдотичные мытарства с автомобилем «Запорожец», который был выигран в лотерею матушкой главного героя. Иронична и поучительна история Людмилы Володиной о монтажнике окон и стоматологе.
Поэтический раздел журнала включает в себя строки Елизаветы Мартыновой (Саратов) и Валентина Нервина, Владимира Корнилова (Братск) и Николая Калинина, Валентины Ерофеевой-Тверской (Омск) и Александра Раевского (Новокузнецк). В коллективной подборке «Час рассвета» представлены стихотворения авторов из разных регионов России.
В связи с 80-летием битвы на Курской дуге Алексей Кондратенко (Орёл) обращается к судьбам поэтов, чья биография связана с Орловщиной и событиями грозной поры. Партизанские стихи Валентина Шульчева печатались в боевых листках, заучивались наизусть. Евгений Долматовский – автор хрестоматийных строк «Курская дуга» и многих других военных стихотворений и поэм. Взрослые стихи Елены Благининой, написанные после посещения освобожденного Орла, особенно примечательны, если помнить, что перед нами – признанный детский автор.
Виктор Петров (Москва) выстраивает очертания современного литературного процесса на основе книги Вячеслава Лютого «Предназначение», в которую вошли литературно-критические статьи автора последних лет. Прочесть «темные места» в лирике Ивана Голубничего, восстановить облик его лирического героя, связать интонацию строк с атмосферой сегодняшнего дня – вот в самых общих чертах задача Любови Рыжковой (Рязань) в статье «Кромешная быль».
О сборнике стихотворений поэтессы из далекого Забайкалья Ирины Котельниковой говорит Эдуард Анашкин, уделяя особенное внимание теме возвращения русского человека на малую родину. В творческую историю жизни Эдуарда Пашнева – поэта, прозаика и драматурга, в начале 2000-х уехавшего в Америку, но в последние годы жизни вновь публиковавшегося в «Подъёме», – погружается Николай Тимофеев в эссе «Воронежские страницы писателя из Сан-Франциско». С книгой Михаила Фёдорова «Герои Сирии. Символы российского мужества» читателей знакомит Дмитрий Алентьев (Москва).
Журналист из Волгограда Валерий Журавлев, исследуя историю пребывания французского писателя и драматурга Александра Дюма в России, которое проходило под негласной опекой тайной полиции, приводит неожиданную версию о шпионской подоплеке этого путешествия.
Вклейку и обложку номера украшают работы фотохудожника Натальи Барановой (Тамбов). Пейзажи, жанровые снимки, сюжеты с детьми, зверями и птицами выполнены, кажется, неброско, однако в них есть тайная грусть и чувство свободы, ощущение природного и городского пространства. Цикл репродукций очень точно называется «Просто жизнь». Такая характеристика сближает зрителя с изображением, и дарит нам тихую гармонию единства человека и мира.