ДУША ОСТАЛАСЬ, КАК БЫЛА...

Октябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается поэтической подборкой Анатолия Аврутина (Минск) «Я в этот мир пришел в свое число». Уже в самом названии циклаДУША ОСТАЛАСЬ, КАК БЫЛА... присутствует отголосок судьбы и предзнаменование последующих событий. Будто продолжая обозначенный лейтмотив, повесть Татьяны Грибановой (Орёл) разворачивает панораму советской сельской жизни в самые суровые годы. Старуха Алена Тарасовна вспоминает былое и словно помещает читателя в давние обстоятельства, в среду простых сельчан, погружает в семейные коллизии. Здесь все связано с детской радостью и взрослым трудом, трагизмом потерь и счастьем обретения. Неторопливый сюжет, кажется, говорит нашему современнику: вот подлинная жизнь, которая ускользает от нынешнего поспешного взора, вот русский человек, способный превозмочь великие тяготы.

Мрачный мир уголовной зоны возникает под пером Александра Цыганова (Вологда) в рассказе «Курдюг». Искаженные взаимоотношения людей, уродливые привычки и негласные безжалостные законы – в этом аду находится место горю матери, которой отдают тело ее убитого сына, по обычным людским меркам – отъявленного злодея. Крупица любви не оставляет и мрачную социальную бездну. Напротив, в сюжете Михаила Косарева (Новосибирск) «Обратный билет в светлое будущее» житейски все выглядит вполне благополучно, однако любви тут не найти – только злословие, неискренность чувств, ущемленное самолюбие героя… Перед нами – пространство города, растерявшего подлинность человеческих взаимоотношений. В рассказах Алены Даль «Чужие письма», кажется, явлена попытка найти сердцевину человека, который готов пожертвовать собой, но не предать нежность к ребенку и веру в свои затаенные идеалы.

Поэтический отдел журнала представлен именами Анастасии Бойцовой (Орёл) и Алексея Полуботы (Подмосковье), Светланы Курач (Омск) и Игоря Голубя (Калининград). Предисловие Вячеслава Лютого «Над родником старинный голубец» знакомит читателя со стихами Геннадия Рязанцева-Седогина (Липецк). В рубрике «Незабытые имена» Лариса Дьякова рассказывает о сложном творческом пути воронежского поэта Станислава Чернышева, здесь же – мемориальная подборка его лирики.

Воспоминания сестер Татариновых о Первой мировой войне и революции «Душа осталась, как была…» – еще одно свидетельство о давнем беспощадном времени. Можно не соглашаться с либеральными воззрениями героев, но их высокая человечность, милосердие к униженным и оскорбленным, готовность к самопожертвованию на фоне бед, идущих одна за одной не могут не вызвать глубокого уважения современного читателя и горечи: как жестока русская история и как легко можно забыть о том, что ты – человек и православный христианин.

Валерий Копнинов (Барнаул) сопоставляет чеховский «Остров Сахалин» с одноименным  романом Эдуарда Веркина. Сахалин – образ конца света: у Чехова это геополитическая реальность, у современного писателя – реальность апокалиптическая. Речь идет о выборе между добром и злом, пока у нас еще есть возможность оставаться людьми.

Александр Нестругин представляет книгу стихотворений Василия Килякова «От истока к устью». Эссе Людмилы Шилиной посвящено трагической судьбе Елизаветы Кузьминой-Караваевой, поэтессе и духовной подвижнице, монахине –  известной как мать Мария.

На вклейке и обложке номера размещены репродукции живописи из архива академических пленэров Воронежской области. Сдержанное письмо и экспрессивный мазок, точный рисунок и пастозная техника соединяют в себе одно – любовное отношение самых разных художников к природе и простой, безыскусной жизни, которая напрямую соединена с бытием. ДУША ОСТАЛАСЬ, КАК БЫЛА...ДУША ОСТАЛАСЬ, КАК БЫЛА...ДУША ОСТАЛАСЬ, КАК БЫЛА...

ДУША ОСТАЛАСЬ, КАК БЫЛА...