ЧУВСТВО МНОГООБРАЗИЯ МИРА
- 24.03.2021
Обзор февральского и мартовского номеров журнала «Подъём».
В феврале читатели журнала «Подъём» прочтут новую прозу Михаила Тарковского (Красноярский край) «Что скажет солнышко?» Фантасмагорическая повесть об охотнике и его собаках полна волшебных ситуаций, а острые нравственные коллизии делают ее сюжет замечательно современным. Повесть Александра Ягодкина о прошлой советской жизни полна иронии и ностальгии – социальные парадоксы давней эпохи соединяются с тихой печалью по ушедшему времени. Городские рассказы Ирины Слюсаревой «Физиология Москвы» кажутся срезом совсем иного мира по сравнению с парадоксами сельской глубинки из рассказа Виктора Фоменкова (Тамбовская область) «Зятя с тещей рассудили».
Поэзия представлена венком сонетов Николая Беседина (Москва) «Круг Зодиака», стихотворениями Сергея Луценко и Татьяны Повалюхиной. На страницах «Подъёма» публикуются стихи авторов альманаха «Белый бор» (Республика Коми) Александра Суворова, Елены Афанасьевой, Андрея Попова, Любови Ануфриевой. В свою очередь в Сыктывкаре альманах выйдет с подборками лирики воронежских поэтов.
Продолжена публикация книги Эдуарда Пашнева о воронежской литературной жизни последних советских десятилетий. И словно в параллель этим запискам читателю предлагается статья Михаила Косарева и Михаила Хлебникова (Новосибирск) об авторстве легендарного романа «Двенадцать стульев». О Михаиле Петровиче Лобанове, замечательном критике и педагоге, вспоминает Александр Евсюков (Москва), выпускник его семинара в Литературном институте им. Горького. С именем Лобанова связано понимание литературной критики как дела нравственного, живого и профессионального.
Живопись Ирины Ворошилиной размещена на большой журнальной вклейке и обложке. Декоративная стилистика картин художницы совмещает работу со смыслами и собственно цвет. Романтическая приподнятость сюжетов напоена радостью существования и чувством многообразия мира – это помогает современнику просто жить и не забывать о красоте и гармонии.
ВЕСЕННЕЕ ДЫХАНИЕ
Мартовский выпуск журнала открывается житейскими историями Бориса Екимова (Волгоград), посвященными детству. Картины давних дней в сопоставлении с сегодняшней реальностью выглядят удивительно естественно и поэтично, они пронизаны внутренней свободой маленьких людей и простотой, доверительностью тогдашнего существования. И здесь – не тяга пожившего человека к своим юным годам, но грустное понимание того, насколько закрепощенной стала современная жизнь.
В повести Сергея Кузнечихина (Красноярск) «Никола Зимний» от одной биографической вехи к другой развертывается судьба сибирского паренька, вобравшая в себя драматические изломы российского житья-бытья на переломе минувшего века. Рассказ Татьяны Грибановой (Орёл) «Серафима» – о горькой судьбе одинокой сельской старухи, трепетно растившей единственного сына и потерявшей его в далеком Афганистане.
Владимир Максимов (Иркутск) рисует достаточно привычную картину деревенского уклада: мастер договаривается с зажиточным и скупым хозяином вырыть колодец, в напарники берет себе непутевого молодого парня, недавно возвратившегося домой после срочной службы на флоте. Но изначально указанное место не дает воды, сам же он заболевает и катастрофически теряет силы. И только память об ушедшей жене, о сверкающем снеге на горных вершинах за Байкалом волшебно отводит от него внезапную кончину. Так все подлинное, не уходящее из нашей памяти, помогает обрести силу и второе дыхание и противостоять фальшивой и мертвящей действительности. В свою очередь, напоминающий анекдот рассказ Людмилы Володиной «Талисман» еще раз свидетельствует о пустой иллюзорности многих сторон нынешнего дня.
Поэтический раздел номера представлен лирикой Никиты Брагина (Москва) и Артура Ктеянца, Александра Раевского (Новокузнецк) и Надежды Князевой (Арзамас), Валентины Коростелёвой (Москва). Коллективная подборка «В себе растворяя и горечь, и мед…» объединяет авторов из самых разных регионов России. Неизвестные стихотворения Василия Кубанёва соседствуют с очерком Сергея Романова (Курск) «Рано ушедший гений», приуроченным к столетию со дня рождения поэта.
В завершающей части романа из дневников и записных книжек Эдуарда Пашнева «Когда мы были великими» нарисованы характерные портреты известных воронежских писателей
1960-70-х годов – Павла Мелёхина, Юрия Третьякова, Юрия Гончарова и многих других. Нравственный и творческий облик Николая Заболоцкого, его трудная судьба – в центре статьи Валерия Копнинова (Барнаул). Со временем поэзия Заболоцкого будет признана одним из самых значительных явлений русской литературы XX века, утверждает автор.
Виктор Акаткин в эссе «Душа битая, но живая» проникает в поэтический мир Анатолия Смышникова. Над философскими аспектами поэмы Алексея Прасолова об Отечественной войне «Рубиновый перстень» размышляет Александр Орлов (Москва). Книга Алексея Манаева «Час печали, год любви» в рецензии Николая Карташова (Москва) предстает обобщенным примером современной деревенской прозы.
Репродукции керамики Валентины Суминой украшают журнальную вклейку. Мифологические и городские сюжеты, жанровые и исторические мизансцены очень условны, но при том наполнены нежностью и лирическим порывом. На второй вклейке и обложке представлен цикл фоторабот Бориса Касаткина под общим названием «Весеннее дыхание». Он обращен к природе – к переливам ее красок, сплетению линий, соединению яркого и неуловимого. Ко всему первичному, что всегда будет обновлять нашу усталую жизнь и придавать ей новые силы.