ЧЕЛОВЕК, РИСУЮЩИЙ МГНОВЕНЬЯ

Майский выпуск журнала «Подъём» открывается прозой, сюжетные линии которой связаны с Великой Отечественной войной. И даже если события происходят в 1950-х годах, память о страшной беде и скудость мирной жизни привязывают повествование к прошлому десятилетней давности. Удивительные по простоте слога и выразительности три маленьких рассказа о детстве Валерия Богушева публикуются под общим заголовком «Родина предков». Величавое название и безыскусный быт непротиворечиво сливаются в картинки русского эпоса, который мы начинаем осознавать в полной мере только сейчас.

ЧЕЛОВЕК, РИСУЮЩИЙ МГНОВЕНЬЯПовесть Татьяны Грибановой (Орёл) «Всего дороже» – о военном лихолетье, о предвоенном времени, о судьбах, перемолотых кровавыми событиями. Приподнятая интонация, сказовый стиль в сочетании с жесткими деталями реальности делают это произведение необычным. Рассказы Александра Андреева и Сергея Чернова расширяют палитру минувшего, добавляют в нее очень важные черты и подробности. Детские истории Светланы Вьюгиной (Москва) обаятельны и добры, душа ребенка показывает нам, что мир может быть лучше, светлее, милосердней. И, напротив, в рассказе Нины Тонких «Зима», наполненном кафкианскими мотивами, действительность неприкрыто беспощадна к человеку.

Поэтический раздел номера включает в себя лирику Николая Беседина (Москва) и Анатолия Аврутина (Минск), Татьяны Шепелевой и Виктора Тихомирова-Тихвинского (Ленинградская область), Аллы Линёвой (Липецк), Анатолия Смышникова, Антонины Сытниковой (Орёл).

К 200-летию со дня рождения Николая Костомарова журнал публикует важную в духовном отношении работу выдающегося русского историка «Князь Владимир Святой».

ЧЕЛОВЕК, РИСУЮЩИЙ МГНОВЕНЬЯВ концептуальном эссе Александра Титова (Липецкая область) «Отец одиночества» исследуется восприятие прозы Андрея Платонова сегодняшним читателем. Этот автор был неудобен для оценки и обсуждения в 1930-х годах, не менее трудны платоновские сюжеты и для наших современников. Легко сделать писателя фигурой антисоветской, куда труднее –  понять, как в его творчестве воплощалась народная идея о справедливом и щедром мире. Только тогда кровь и смерть далекой эпохи окажутся сопряжены с бытийными смыслами, а мы, возможно, поймем, что собой представлял советский проект в действительности – без идеологических натяжек и марксистских схем.

В работе Павла Кренёва «Операция «Главный» подробно описывается участие чекистов в ликвидации руководителя тамбовского крестьянского восстания А.С. Антонова. Этот мятеж породила жестокость большевистской власти. Между тем, новое государство не могло оставить без внимания столь серьезный очаг народного сопротивления, и были задействованы все силы армии и ЧК для подавления крестьянской войны.

Большая статья Ирины Шейко (Краснодар) «Молодые традиционалисты: им есть что сказать» посвящена прозе Платона Беседина, Елены Тулушевой, Андрея Тимофеева и Андрея Антипина. Сохранение традиций реалистической русской прозы понимается критиком не только как условие дальнейшего развития отечественной литературы, но и как условие последующей жизни русского человека в узнаваемом и предсказуемом мире.

О проблемах современного детского спектакля идет речь в материале Людмилы Романовой «Когда я снова стану маленьким…» Сегодня подростковый театр почти вытеснил истинно детские постановки, в которых целостность мира являлась бы главной драгоценностью. Изъяны социума настойчиво проникают в пространство юного человека. Чтобы в душе у наших детей остался фундамент добра, искренности, веры и сочувствия, необходимо особенное внимание к творческим работам детских театров. Эта художественная территория должна быть окружена нашим вниманием и заботой.

ЧЕЛОВЕК, РИСУЮЩИЙ МГНОВЕНЬЯЗнаменательным событием стало открытие выставки воронежского живописца Ивана Борисовича Воронова. При жизни – скромный инженер-художник НИИ связи, теперь же он кажется пропущенным гением современного русского экспрессионизма. Его картины наполнены светом, а мазок видится властным ударом кисти мастера. Одухотворенность и свет – вот, пожалуй, две самые общие характеристики, которые можно дать этому миру красок и переживаний, перелива света и тени, перехода от реальности внешней – к внутренней затаенности, сосредоточенности. Михаил Николаенков в очерке «Человек, рисующий мгновенья» приводит мнения самых разных людей о живописи Ивана Воронова. И неизменно перед нами встает образ человека доброго, умного, знающего, что такое красота, и понимающего, как ее можно достичь в искусстве – ну, хотя бы отчасти…

Репродукции картин Ивана Воронова украшают журнальную вклейку и будто говорят нам: жизнь продолжается!