БЛАГОРОДНАЯ ПОЛНОТА ПАМЯТИ
- 10.09.2020
Августовский выпуск журнала «Подъём» открывается фрагментом прозаической трилогии Александра Лапина «Вирусы». На Камчатку прилетает московский банкир, собираясь вкладывать деньги в местный туристический бизнес. Перед тем он отдыхал в Италии, был инфицирован коронавирусом, но сам не заболел. Заразив камчадалов иностранной болезнью, новый «хозяин жизни» вступает в непримиримый конфликт с людьми и всем местным укладом. Жажда наживы любой ценой оказывается самым главным и смертельным вирусом нашего века.
В рассказе Андрея Авраменкова время поворачивается вспять. Далеко впереди — украинский майдан и гражданская война, а сейчас молодые ребята города Луганска, соблазненные деньгами, собираются в Киев на манифестацию националистов. Еще можно легкомысленно относиться к «коричневым» идеям и не воспринимать всерьез Степана Бандеру, но вчерашний солнечный день уже начинает отодвигаться в прошлое.
В «плутовском» повествовании Дмитрия Чугунова «Красный автомобиль с люком в крыше» русские студенты едут из Германии в Россию на «левом» автомобиле. Приключения, в которые попадают персонажи этой истории, превращаются в динамичную галерею жанровых картинок современной эпохи. В свою очередь, в рассказах Геннадия Литвинцева текущий исторический момент изображается то в спокойном, рассудительном ключе, то в сатирическом — с яркими и беспощадными образами.
Повесть Дмитрия Ермакова (Вологда) «Золото Затеи» написана легко и занимательно. Поиск сокровищ Ивана Грозного, спрятанных в провинциальном городке на черный день, становится поводом для прорисовки многих характерных для нынешнего времени фигур. И беллетристика незаметно превращается в социальный литературный эскиз.
Созерцательный сюжет Дмитрия Лагутина (Брянск) «Апельсин» неторопливо и внимательно отслеживает течение жизни главного героя. Сама тайна человеческого существования здесь на мгновение показывается читателю и скрывается в нескончаемой череде дней.
Поэтический раздел номера представлен лирикой Валентина Нервина и Екатерины Козыревой (Москва), Вячеслава Ар-Серги (Ижевск) и Игоря Лукьянова, Якова Шафрана (Тула) и Дмитрия Ханина (Ростов-на-Дону). В мемориальной подборке под рубрикой «Незабытые имена» литературовед Инга Чурбанова знакомит читателя со стихами Нины Корнеевой (Вологда).
Над красотой и смыслом в стихотворениях Владимира Шемшученко размышляет критик Вячеслав Лютый. Историко-литературный очерк Николая Тимофеева «Сохраняя чистоту и силу души», приуроченный к 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, посвящен судьбе и творчеству великого русского писателя. Воспоминания о Михаиле Шолохове жителя станицы Вёшенской Ивана Гаранина содержат много подробностей, которые помогают нам в благородной полноте сохранять память об авторе гениального «Тихого Дона».
Материал Атиллы Садыкова «Под сенью рубцовского древа» посвящен духовной и поэтической перекличке Николая Рубцова и Вячеслава Богданова и содержит запись живой беседы поэтов в комнате легендарного общежития Литературного института на улице Добролюбова в 1969 году. Тернистый путь замечательного русского ученого Александра Чижевского — в основе очерка «Русский Леонардо да Винчи XX века» Александра Минакова.
О легендарном летчике Александре Мамкине, который в годы Великой Отечественной спас десятки детдомовских детей, переправив их на своем «фанерном» тихоходном самолете Р-5 с территории, занятой фашистами на советскую сторону, рассказывает Алексей Манаев (Москва). Воспоминания о не пришедшем с войны отце Валентины Бураковой приоткрывают еще одну страницу нашего горького и героического прошлого.
На обложке и вклейке журнала размещены репродукции живописи Алексея Загородных под общим названием «Другая жизнь». Модернистские приемы письма, богатая палитра и прекрасный рисунок позволяют художнику создавать полотна самого разного жанра. Но везде линия и цвет оказываются главными приметами полотна, какой бы сюжет не был положен в его основу.