КОГДА ТВОРЧЕСТВО ТРОГАЕТ СЕРДЦЕ
- 03.02.2021
Январский выпуск журнала «Подъём» открывается отрывком из неоконченной повести Валерия Есенкова (Ярославль) о семейных истоках Федора Михайловича Достоевского. Эта вещь приурочена к 200-летию со дня рождения великого писателя и описывает взаимоотношения его родителей. Психологически тонкое и исторически достоверное письмо автора делает произведение своего рода путеводителем по биографии Достоевского. Кончина писателя-исследователя не позволила ему завершить свое новый труд. Текст «Семейной драмы» обрывается на отметке «1837 год» – когда умерла матушка, нравственно отдалился отец, а русская литература потеряла Пушкина.
В рассказах Ольги Волоховой (Балашиха) множество житейских подробностей. Жизненный путь героев продолжается от одного частного события к другому, и кажется, что земное существование, в конечном счете, состоит из мелких забот, которые однажды обрываются навсегда. Между тем, смысл таится в малых трещинах бытия, и одна удача или промах часто определяют будущее человека. Одинокое женское существование, недоданные ребенку нежность и любовь порою спорят с моральными установками, и становится понятно, насколько наше присутствие в мире – сложная и противоречивая вещь.
История Сергея Чернова о двух поджигателях, нанятых торговым криминалом, чтобы спалить дома на линии предполагаемой автотрассы, сначала погружает читателя в мелкое и скудное житье-бытье главного героя и его подельника. Но оказывается, что для будущего хорошего заработка нужно сгубить случайно появившуюся старуху. Сельский, отчаявшийся в безденежье бедолага не может переступить через смертный грех и жертвует собой, спасая ветхую обитательницу дома, обреченного стать пепелищем.
В комическом сюжете Дмитрия Воронина (Калининград) «Клад» переплетаются тайна и обыденность, женская ревность – и мужская тяга к застолью. Рассказ напоминает мистический анекдот или байку, поведанную на вечерних посиделках.
Поэтический раздел номера представлен лирикой Николая Алешкова (Набережные Челны) и Сагидаш Зулкарнаевой (Самарская область), Владимира Алейникова (Москва) и Александра Кобелева (Иркутская область), Владимира Макаренкова (Смоленск). В рубрике «Молодые голоса» публикуются стихотворения Сергея Рыбкина. Михаил Ковалев (Москва) вспоминает о Николае Малашиче, чья мемориальная подборка размещена под рубрикой «Незабытые имена».
Девяностолетнему юбилею журнала «Подъём» посвящены заметки Ивана Щёлокова «Литературный полюс». Погружение в историю сочетается с живым откликом читателей, старые писательские имена звучат на фоне нынешней деятельности редакции в условиях жесткого информационного
века. Евгений Новичихин вспоминает о трех главных редакторах журнала: Ф.С. Волохове, В.М. Попове, И.И. Евсеенко. Каждую фигуру он рисует не только в творческом свете, но и наделяет человеческим теплом. В очерке Алексея Кондратенко (Орел) о «последнем орловском классике» Евгении Горбове (1906 — 1973) приводятся этапы творческого пути и биографии этого прозаика, тесно связанного с воронежским изданием.
На страницах мемориального романа Эдуарда Пашнева «Когда мы были великими» возникают лица всех примечательных сотрудников «Подъёма», воссозданные автором по давним записным книжкам. И потому прежние впечатления и обстоятельства кажутся сегодня замечательно живыми, несмотря на то, что окружающий читателя мир теперь совсем другой.
Многолетняя переписка воронежского писателя Василия Белокрылова с классиком советской литературы Константином Симоновым показывает, какими могут быть творческие взаимоотношения сложившегося художника с начинающим автором. Внимательность Симонова и тактичность молодого прозаика кажутся ныне удивительными, но еще более неожиданным представляется участие именитого писателя в судьбе влюбленного в литературу паренька из черноземной глубинки.
Секреты мастерства поэта и переводчика Сергея Ключникова раскрываются в статье критика Вячеслава Лютого «В том будущем, где не хранят вину». Валерий Черкесов (Белгород) обращается к стихам поэта-фронтовика Федора Сухова.
О выдающемся русском педагоге С.А. Рачинском идет речь в материале Виктора Петрова (Подмосковье) «Подвижник сельской школы». Станислав Хатунцев в работе, посвященной столетию Русского исхода, выводит из тени забвения имя белогвардейского генерала Я.А. Слащёва, ставшего прототипом генерала Хлудова в пьесе Булгакова «Бег».
Работы художника Владимира Маслова украшают журнальную обложку и большую вклейку. Пейзажная живопись и образы птиц из цикла «Природа», исполненные в пескоструйной технике, отличаются редкой душевной открытостью. Расписные витражи декоративны и одновременно характерны, несмотря на сугубо храмовые сюжеты. В этих работах много света и простора, а люди видятся органической частью природного пространства. Очерк Валентины Суминой знакомит читателя с творческой биографией мастера и подчеркивает: искусство Маслова трогает сердца людей, потому что в его основе лежит подкупающая искренность и любовь.