ПОЛНОТА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
- 24.12.2020
Ноябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается романом Виктора Никитина «Венгерская почта». Это – третья часть произведения, которое автор успел закончить перед своим трагическим уходом. В центре сюжета жизнь людей среднего возраста: они являются основой государства, в котором оказались размыты традиционные нравственные ориентиры. «Что же держит на плаву этих людей сегодня? Где их причал?.. – тревожится писатель. Проза Виктора Никитина лаконична и выразительна, образный и замечательно естественный язык романа позволяет соединять вещи сложные и наглядно-обыденные.
В повести Татьяны Грибановой (Орел) «Глухомань» перед читателем возникает зимняя заброшенная деревня и ее последние жители-старики. Для них современность почти теряет осязаемые черты и становится только видимостью, а воспоминания, трагические и сердечные, обретают плоть и кровь и превращаются в заново проживаемые мгновения.
В сюжете повести Михаила Калашникова «На чердаке забытой дачи» две эпохи всматриваются друг в друга: конец советских десятилетий и годы Первой мировой войны и революции. Молодой горожанин находит на чердаке деревенского дома дневник деда и погружается в чтение. События и давние переживания даны писателем с удивительной достоверностью.
Миниатюрный сюжет Николая Кокухина (Москва) – о старом сельском чудаке, который полевыми и лесными травами старается излечить «кривость ума» и «заморочение головы» нынешних людей, заблудившихся в информационном море наступившего века.
Рассказ Веры Богдановой (Тамбовская область) «Глоток чистой весны» на редкость предметно рисует долгую и тяжелую зиму в нынешней деревне, переживающей трудные годы. Природа обрушивает на землю, людей и домашних животных всю свою стихийную силу, и когда наступает апрель, эти дни видятся героям как начало новой жизни.
Поэтический раздел номера представлен лирикой Натальи Унгеровой (Черногория) и Николая Зиновьева (Краснодарский край), Валентины Беляевой и Юрия Могутина (Москва), Людмилы Чеботарёвой (Израиль) и Александра Гирявенко (Белгород). В коллективной подборке «Трава-полынка» публикуются стихи авторов из разных регионов страны.
С циклом повестей Сергея Пылёва читателя знакомит Лидия Довыденко (Калининград) в статье «Судьба землян». В этой прозе духовные акценты соседствуют со страницами ироническими, а взволнованный авторский голос постепенно обращается к мудрым и ясным словам. Рецензия Марии Бушуевой «В спасительном круге верности, любви и памяти» – обзор имен и сюжетов, интонаций и персонажей книжной серии «Любимые» в издательстве «Вече». О сборнике Михаила Фёдорова «Герои Сирии: символы российского мужества» пишет Александр Трапезников (Москва).
Истории сотрудничества И.А. Бунина с газетой «Орловский вестник» на рубеже 1890-х годов посвящен очерк Алексея Кондратенко (Орёл) «На заре туманной юности». Встречи с Валентином Распутиным – в центре «Честной книги» самарского писателя Эдуарда Анашкина. Об этом издании рассказывает Любовь Московенко (Иркутская область). Анатолий Кряженков (Алексеевка) обращается к биографии революционера Михаила Ольминского. Выходец из небедной семьи, он увлекся революционными идеями, впоследствии примкнул к большевикам, хотя по многим вопросам спорил с Лениным. Последовательные поступки и личная честность Ольминского наглядно оттеняются беспринципностью нравов новой капиталистической России. О подвижнице воронежского народного театра Светлане Сукачевой вспоминает Людмила Романова в материале «Чудный свет был в этом сердце».
Семейные сказания о Великой Отечественной войне – в основе бесед Александра Вознесенского с ветеранами и членами их семей, сохранившими в памяти рассказы предков. Важно понимать, что история, построенная только на архивных документах, не может быть полной без свидетельств ее реальных участников.
Игумен Алексий (Сукачев) и Андрей Белоконев рассказывают о Дивногорской (Сицилийской) иконе Божией Матери, впервые явленной на русской земле в 1092 году. Спустя века, в 1831 году, икона была обретена на меловом столбе в Больших Дивах. Это единственный образ Божией Матери, прославленный как чудотворный именно в Воронежском крае.
На обложке и вклейке журнала размещены репродукции работ участников Всероссийского студенческого плэнера в Острогожске. Пастозная живопись и акварель хранят верность изображаемому предмету и воздушной среде. Древние холмы и луга, храмы и простые сельские постройки, яркое летнее солнце и только наступающий робкий рассвет –панорама сюжетов воссоздает образ глубинной России.
Воронежский мотофестиваль представлен на второй журнальной вклейке фотоработами Павла Насонова.
Традиция и новое время, молодая энергия и твердость духа не исключают друг друга. Соединяясь и находя общее, они разгоняют кровь и укрепляют память, сообщая русской жизни полноту и преемственность.