Октябрьский номер журнала Подъем
- 25.11.2020
ТАИНСТВЕННАЯ МАТЕРИЯ ЖИЗНИ
Октябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается рассказами Бориса Екимова. Сюжеты их просты и обыденны, однако авторская речь настолько емко описывает окружающий мир, человеческие заботы, житейскую судьбу, уход солнечного и искреннего детства, что кажется: здесь нет литературы и мастерства, но присутствует сама таинственная материя жизни.
Напротив, повесть Сергея Пылёва «Сорок домашних кошаков» поражает черным гротеском, в котором нет ни одной однозначно положительной приметы, но все – искажено и осмеяно. По существу, это вопль отчаяния при взгляде на современную российскую действительность, из которой уходят красота и сочувствие, тепло человеческих взаимоотношений, а их место занимают уродство, сатанинская усмешка и пошлость. Автобиографические миниатюры Владимира Тулупова «Былинки» в таком контексте как будто восстанавливают естественное течение событий в разные десятилетия. Здесь есть смешные страницы и драматичные, но все истории напрямую соприкасаются с реальностью разных эпох, а читательская память подтверждает – да, так бывало…
Поэтический раздел номера представлен лирикой Игоря Тюленева (Пермь) и Василия Куликова-Ярмонова, Светланы Пешковой (Липецк) и Кристины Кармалиты (Новосибирск), Анатолия Генералова (Саратов) и Натальи Чистяковой (Москва). Подборка стихотворений Карины Сейдаметовой (Москва) сопровождается размышлениями Александра Нестругина о важнейших чертах творчества молодого автора.
Документальное повествование Виктора Будакова о жизненном и художественном пути Алексея Прасолова многогранно. Без утайки говорится и о сокровенном, и о самом трагическом в бытовании выдающегося воронежского поэта. Его дни изначально были наполнены трудностями и лишениями, а в пору своей силы голос Прасолова обрел редкую напряженность и удивительную точность в обозначении самых тонких движений человеческой души.
Пронзительное по интонации эссе Натальи Моловцевой о рассказах Василия Килякова поднимается до высокого обобщения: вымирающая русская деревня остается, наверное, единственным в мире островком природной и сердечной жизни.
В статье Алексея Кондратенко (Орел) показан образ губернского города в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Провинциальный Орел под пером писателя очень узнаваем, несмотря на то, что Бунин «не воспроизводит мир, а пересоздает его по-своему» (В. Ходасевич). Тема традиционной Руси в стихах новокрестьянского поэта Павла Дружинина раскрывается Валерием Суховым (Пенза) на фоне поэзии Алексея Кольцова и Сергея Есенина.
Дмитрий Ермаков (Вологда) в отклике на двухтомник прозы и поэзии Магомеда Халилова говорит о дагестанском авторе, живущем в Ярославской области, очень живо и заинтересованно, находя нравственные акценты, близкие русскому читателю.
Очерк Виталия Мухина – о людях, которых судьба забросила в разные страны мира. Биографические подробности соединяются с приметами окружающего мира и временем, и возникает портрет русского человека на фоне разных исторических эпох.
На обложке и вклейке журнала размещены репродукции работ участников Всероссийского студенческого плэнера в Острогожске. Городской пейзаж и крутой речной обрыв, храм на склоне меловой горы и тихое лесное озеро – живописцы из разных регионов России воссоздали на своих полотнах природу, освещенную лучами летнего солнца.
На второй вклейке – фотоработы, посвященные шолоховским местам в станице Вешенской. Перед внутренним взором читателя возникнут вдохновенные страницы бессмертной книги великого писателя, и зазвучат его слова о родной земле.