ФРОНТОВОЙ ЭШЕЛОН
- 04.06.2020
Специальный майский выпуск журнала «Подъём» посвящен 75-летнему юбилею победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Открывает номер поэтическая подборка Михаила Тимошечкина с говорящим названием «И мне уже семнадцать лет…» – это возраст самого юного фронтового поколения советских людей.
В разделе прозы представлены известные произведения писателей самого разного стиля: Андрей Платонов, Евгений Носов, Иван Евсеенко, Юрий Гончаров. В платоновских сюжетах явлена, кажется, сама плоть войны, у Носова «В красном вине победы» – ее горечь. Реальность и мистика переплетаются в скорбном и светлом «Нетленном солдате» Евсеенко. «В дыхании павших» Гончаров показывает страну, восстановленную из руин и свято чтущую память о народном подвиге.
Поэтические страницы журнала отданы стихотворениям Анатолия Абрамова и Тихона Павлова, Виктора Полякова и Анатолия Жигулина, Алексея Прасолова и Станислава Никулина, Галины Умывакиной. Три коллективные подборки воронежской военной лирики исподволь отражают течение времени давней эпохи: «Фронтовой эшелон», «Я читаю отцовские письма…», «Послевоенное лето».
В эссе Виктора Будакова «Миронова гора» любовь к отчему краю неотделима в юном сердце от памяти о жестоких сражениях. Документальный рассказ Евгения Новичихина о родном воронежском селе Верхнем Турове содержит подробности зверств фашистов на оккупированной территории и множество скупых справок об односельчанах, сложивших головы, освобождая свою землю и страны Европы от «коричневой чумы».
Петр Чалый повествует о своем знакомстве с писателем Федором Абрамовым, чей цикл романов о войне и русской деревне «Братья и сестры» стал классикой отечественной прозы минувшего века. Горестные истории о мальчишках, подрывавшихся на минах уже в мирное время, растворены в автобиографическом сюжете «Певенские ножи». Журналистские рассказы Василия Пескова вобрали в себя впечатления детства, картины лихолетья и историю лесника-охотника, покаравшего сына-дезертира.
В легендарном сталинградском «доме Павлова» в самый разгар кровопролитных боев спрятавшаяся женщина родила девочку, но ребенок заболел дифтерией и, казалось, не выживет. Когда заранее стали копать могилу, саперная лопатка наткнулась на металлическую иконку Богородицы. Этот знак стал спасительным для новорожденной. Ей была суждена долгая последующая жизнь, а сама она стала чудесным свидетельством поражения Смерти в те судьбоносные дни. Валерий Журавлев (Волгоград) обращает взор людей нового столетия на Зинаиду Селезневу – ту давнюю девочку из дома-крепости.
Алексей Галанин (Балашиха) знакомит читателя с историей жизни и подвига капитана Флерова, первого командира батареи легендарных «Катюш». Сергей Михеенков (Таруса) подробно описывает начало фронтовой истории генерала Александра Ильича Лизюкова, погибшего в 1942 году в танковом бою под Воронежем. О знаменосцах последнего берлинского боя ведет речь Владимир Новохатский. Штурмовая группа капитана Макина первой водрузила боевой флаг над рейхстагом в 22 часа 40 минут 30 апреля 1945 года, хотя официальным символом Победы стало знамя, установленное Егоровым и Кантария по поручению Военного Совета 3-й ударной армии в ночь на 1 мая.
Воспоминания жительницы Воронежа Веры Костюченко наполнены бесценными подробностями. Здесь и вид освобожденного города, его бытовой уклад, приметы времени и маленькие события.
В центре очерка Виктора Манаева (Москва) – знаменитый фотокорреспондент Виктор Тёмин. Мастер своего дела, он в полной мере обладал журналистским талантом – быть в нужное время в нужном месте. И поэтому сегодня мы имеем возможность видеть редкие по достоверности и выразительности фотоснимки великой войны.
Патриотическая акция Воронежской организации Союза писателей России и редакции журнала «Подъём» «Линия фронта – линия слова: воронежская литература о Великой отечественной войне» стала заметной инициативой в юбилейный год Победы. Писательские «десанты» отправились в районные центры области на встречу с читателями – в села Хохол, Репьевку, Верхний Мамон. Репортаж об этих драгоценных для сегодняшнего дня мероприятиях завершает журнальный номер.
На тематических вклейках «Они сражались за Родину» и «Год памяти и славы» размещены фото фронтовых корреспондентов из альбомов воронежцев и работы фотохудожников Михаила Вязового, Андрея Архипова, Сергея Киселёва, Павла Насонова. Эпизоды военных лет и мирные сюжеты, молодые солдаты и постаревшие ветераны, солдатские вдовы и дети нового тысячелетия – незримая нить связывает прошлое и настоящее, и можно верить, что связь времен никогда не порвется на русской земле.