Отцы и дети в веках…
- 19.01.2020
Как увлечь детей чтением? Что может сделать учитель словесности в цифровом мире? Наверное, на эти вопросы есть разные ответы. Учитель русского языка и литературы МКОУ Нововоронежская СОШ № 4 Голубева Галина Львовна использует самые разнообразные возможности для формирования читательского интереса у своих учеников. В классах, где она работает, традиционно проходит интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвящённая разным произведениям. Сценарии игры – авторская разработка учителя. Многие из них опубликованы в методической литературе.
Писатель Иван Быков в качестве председателя высокого ареопага, то есть жюри, побывал на игре «Умники и умницы» сначала в двух шестых классах, где говорили о повести «Тарас Бульба», а затем в десятом классе, где исследовали роман «Отцы и дети» ученики Голубевой Галины Львовны.
Тем, кто прочитал книги, да ещё хорошо знал содержание, было за что сражаться, как писал Владимир Высоцкий про книжных детей, не знавших битв. Им нужно было набрать ордена, ведь за три ордена ставили пятёрку. Впрочем, не только это было интересом, ведь прочитал, пережил эмоции, а потому надо высказаться. Они ещё не знают, что товарищество – величайшее достояние, и то, что дают высказаться, да ещё слушают, уже тоже великое достояние. Достояние и возможность поразмышлять вольно. У десятиклассников, а они раньше читали Тараса Бульбу и играли в игру по этому произведению, есть возможность на отцов и детей взглянуть шире: как эти отношения складывались в средние века, как складывались в середине XIX века, накануне падения крепостного права. Тургенев уловил дух свободы, назвал его нигилизмом и показал разночинца, внешне похожего на знаменитого критика Виссариона Белинского. Правда, разночинец Базаров ставит на первое место практику, а вот наши нынешние отроки имеют на первом месте теорию. Мальчишки не строгают, не пилят, не сверлят, не точат, не тяпают свёклу и картошку, не полют просо, не работают помощниками комбайнёров. Посмотрите, на сайтах любят показывать ужас молодого человека, которого бабушка или родители заставляют помогать на даче.
Но они уже в силах понять, кто прав: Базаров или Павел Петрович, задумываются, за что бился Тарас Бульба, за что сложили голову его сыновья. К этим произведениям можно добавить пронзительную повесть Евгения Дубровина «В ожидании козы». Прочитав повесть, ребята искренне рассуждали, а кто же прав: сыновья, которые восприняли вернувшегося с войны отца в штыки или отец, который стал «диктатором» для своих детей. Тогда решили, что и ребята правы, так как привыкли к свободе, к своим правилам, но прав и отец, так как в то голодное время, чтобы выжить, нужно было работать.
Те, кто прочитал произведения, могут считать себя счастливчиками, ведь теперь они могут не только получить хорошую оценку, а это много значит, но и посоревноваться, азартно поучаствовать в игре за призовое место, за получение ордена… а возможно, запомнить тонкое замечание автора, его высказывание, охнуть и понять… вот ведь что хотел сказать мой герой.
Среди шестиклассников первое место неоспоримо занял Макаров Кирилл. А в десятом классе удивила Полина Леонтьева. Она глубоко знала текст, ссылалась на него, приводила изречения. Однако и в первом агоне, и в финале она выбрала зелёную дорожку. Победу одержал Влад Барышников на красной дорожке. Полина же была рада тому, что одноклассники серьёзно отнеслись к достаточно острой теме взаимоотношений отцов и детей, рассуждали и спорили на эту тему.