СОЗВУЧИЕ СМЫСЛОВ
- 27.05.2019
Традиционно майский выпуск журнала «Подъём» значительное место уделяет произведениям, посвященным Великой Победе. Лаконичное стихотворение Александра Нестругина «Письмо из 41-го» приоткрывает горькую летопись давнего времени. А рассказы Александра Титова (Липецкая область) о старом солдате восстанавливают самые разные страницы минувшего. Стилизованные под устные воспоминания короткие вещи содержат поразительное соединение простого и сложного, обыденного и высокого.
В цикле рассказов «Живое небо» Михаила Рябушкина, кажется, нет ни острого сюжета, ни игры с народным языком, однако характеры почти всех персонажей запоминаются сразу. Предвоенное танго с хрупкой грампластинки, дорогое сердцу старика-ветерана; дед Трухач, влюбленный в голубей и диких птиц, которые спасли его на фронте от вражеских снарядов; дружба и ссоры двух деревенских соседей-старожилов с колючим нравом… Мягкая, непритязательная проза, овеянная житейским теплом.
Истории Михаила Цойрефа (Израиль) на редкость занимательны. У автора острый глаз и фотографическая память. Коммунальное детство и заводские годы в Ленинграде, путешествие в Южную Африку – везде речь писателя изобразительна, окрашена иронией и добротой, удивлением и пристальным вниманием к самым разным людским судьбам.
Повесть Сергея Пылёва «Синий антизеленый глюон» оказывается странным смешением социальной картины с человеческой драмой, квантовой основы нашего мира – с почти волшебством. Внезапная болезнь и выздоровление героини становятся поворотным пунктом в цепи событий, а неопределенность существования физических микрочастиц перекликается с деталями человеческого существования.
Фантазия Юрия Кургузова «Утро гения» привязана ко второй половине французского XVII века, многие имена персонажей знакомы читателю по книгам Дюма. Тем не менее, интонация современного автора будет привлекательной для любителей исторической беллетристики.
В поэтическом разделе номера – лирика Виктора Брюховецкого (Санкт-Петербург) и Елизаветы Мартыновой (Саратов), Виктора Коврижных (Кемеровская область) и Игоря Тюленева (Пермь), Марии Соколовской и Александра Дивеева (Саратовская область). Свои переводы классиков белорусской поэзии представляет Сергей Луценко.
Статья Андрея Румянцева (Москва) сосредоточена на том, что привнес «Ревизор» Гоголя в отечественную драматургию. Острая социальная сатира и горькая метафизика русского бытия почти два века тому назад – и сегодня: каждая эпоха находит в великой комедии новые оттенки. Эссе Владимира и Нины Тонких сближает фигуры Ф.М. Достоевского и Александра Блока, находит созвучие смыслов в их жизненном пути и творчестве.
Цикл литературных заметок Евгения Шишкина (Москва) знаменателен уже по названию – «Русский язык: время угроз». Либеральное выхолащивание языка в образовании и СМИ, безудержное введение в повседневную и официальную практику слов-заимствований, снижение – в том числе и в литературе – языковой нормы, опрокидывание ее порой в откровенную грязь. Все это убивает живую и гибкую родную речь, которая нуждается в защите государства.
К 120-летию со дня рождения Андрея Платонова журнал публикует работы Ханса Гюнтера (Германия) и Елены Антоновой (Москва): платоновская проза и советская «литература факта» 1920-х годов, позднее творчество писателя и послевоенная критика его произведений. Жизнь и поиски известного исследователя творчества Бунина А.К. Бабореко в центре очерка Олега Фенчука (Барановичи, Беларусь). О встречах с Николаем Тряпкиным, стихах поэта и его манере их петь, а не декламировать вспоминает Валерий Черкесов (Белгород). Эдуард Анашкин (Самара) погружается в поэзию Дианы Кан, показывает тематическую широту и стилевую свободу ее лирики.
Михаил Карпачёв, анализируя трехтомник П.А. Кабанова «Воронежская область в контексте истории 1945 – 2015 гг.», отмечает достоинства и изъяны основательного документального труда. Записки и рассказы о военном детстве бабушки, подготовленные юной Ариной Гамалиенко (Москва), полны искренности, здесь точное свидетельство и эмоции почти равноправны.
На журнальной вклейке представлены работы воронежских художников «Весенняя симфония». Мягкость и глубина красок, яркий мартовский день и апрельские сумерки, сельские домики и холмы правобережья над широким зеркалом водохранилища… Продолжает тему цикл фоторабот Павла Насонова об этно-ландшафтном парке «Ломы» в Воробьевском районе Воронежской области. Такая просторная и многообразная, древняя русская земля – то яркая, цветущая, то тихая, затаенная – откликается на заботу и любовь и дарит нам чувство родины.