ЕДИНСТВО С ЖИВЫМ МИРОМ
- 05.04.2019
Мартовский выпуск журнала «Подъём» открывается очередными главами из романа Виктора Никитина «Венгерская почта». Срез современной городской среды, «интеллигентского» общества, из которого прошедшее время вынуло многие важные скрепы, автор рисует с житейскими подробностями и горькой усталой иронией. Реалистичное литературное письмо делает многие картины романа чрезвычайно узнаваемыми. Еще и потому, что здесь нет «оценочности» происходящих событий и поступков, но налицо традиционная художественная изобразительность – долгожданная и яркая.
Цикл рассказов Николая Олькова (Тюменская область) «После метели» обращен к деревенской жизни. Герои сюжетов – люди с биографией, только не внешней, а внутренней, когда все действительные коллизии сотрясают их душевный мир и порой кардинально меняют характер и облик человека. Поэтичные истории Ирины Иваськовой (Анапа) словно бы свидетельствуют: лишь в малой степени мы живем в плотном материальном мире – все самое главное, порывистое и тонкое, рождается в нас и уходит в какой-то иной окоем, наполненный светом и лишенный тяжести. Напротив, в сюжете Николая Авилова о старухе-блокаднице перед читателем как бы невзначай предстает жестокая черта времени, и молодость, стыдясь своей беззаботности, ощущает болезненный и тревожный укол в самое сердце.
В поэтическом разделе номера – лирика Николая Беседина (Москва) и Александра Раевского (Новокузнецк), Юрия Перминова (Омск) и Евгения Степанова (Москва), Геннадия Петренко и Дмитрия Перевозова. В рубрике «Молодые голоса» публикуются новые стихи Дарьи Ильговой (Москва).
В статье Андрея Румянцева (Иркутск) «Насмешливый мудрец»» возникает образ баснописца И.А. Крылова. Великая простота народной речи превратила его творения в неотъемлемую часть русского ума и русского мировоззрения. Свойство нашего языка идти наперекор правилам к самой сути мысли проявилось в рассказах Андрея Платонова. Подборка конкурсных работ воронежских школьников о творчестве гениального земляка «Услышать «одинокий голос человека» свидетельствует о тонком литературном слухе молодого поколения и способности нынешнего юного сердца отзываться на чужое страдание. Эссе Зинаиды Ефремовой о жизненных и духовных противоречиях Л.Н. Толстого не сводится к судейству над художником и его судьбой. Внимательное прочтение биографии и дневниковых признаний писателя позволяет почувствовать нюансы давней драмы замечательного творца и мыслителя.
В статье Яны Сафроновой (Москва) «Пора лихолетий» рассматривается художественная ткань романа Веры Галактионовой «Спящие от печали». Сложное произведение подается критиком как литературный феномен. Аналитика заявляет о себе ровно в той степени, которая необходима, чтобы не умертвить анализом страницы новой русской прозы. При этом проникновение в краски, мотивы, психологию персонажей позволяет читателю ощутить пространство неординарного романа, почувствовать дыхание нового жестокого времени. Лекции удивительного поэта Юрия Кузнецова, которые звучали на его семинарах в литературном институте в 90-х годах, были посвящены самым разным темам. Монологи мастера записаны его ученицей Мариной Гах (Московская область), на страницах журнала приводятся полемические размышления Кузнецова о женственном начале в мировой поэзии.
Эссе Ивана Щелокова «Нет у слова особых дорог» посвящено известному воронежскому литературоведу и критику Виктору Акаткину – университетскому наставнику автора. Давняя студенческая жизнь совсем по-другому видится из нового века. Здесь же работа Акаткина о 85-летней истории областной писательской организации. Критический взгляд на воронежскую литературу прошедших десятилетий – вполне искренний и беспристрастный, а речь в статье идет о самых главных задачах, которые должны стоять перед художником слова.
Рецензия Евгения Новичихина о книге Н.В. Тишаниновой «Алексей Прасолов: прости меня…» и рассказы о природе Юрия Корчагина завершают номер.
На вклейках и обложке размещены репродукции картин Владимира Шадрина. Городские и сельские пейзажи, портреты и натюрморты полны сдержанности, исполнены в приглушенных тонах и как бы говорят о постоянном вглядывании в окружающий мир. В статье Валентины Суминой приводятся слова живописца: «Я не люблю писать без натуры. Природа меня вдохновляет и подсказывает, как отобразить ее на холсте…» Это ощущение единства с живым окружающим миром для отечественного искусства всегда было чрезвычайно важным. Тем более теперь, когда русскому одиночеству противостоит западная цивилизация, потерявшая представления о добре и зле, красоте и уродстве.