К 85-летию Воронежской писательской организации
- 27.02.2019
Продолжение публикации помесячной хроники местных литературных событий 1934 года, предшествовавших Первому съезду союза советских писателей и последовавших вслед за ним.
АПРЕЛЬ
*** Жюри конкурса на лучшую детскую книгу, объявленного в конце 1933 года книжным издательством «Коммуна» и оргкомитетом союза советских писателей ЦЧО, было разочаровано: ни одна рукопись не удовлетворяла требованиям, заявленном в положении об этом конкурсе. На итоговом заседании в первых числах апреля было принято решение премирование не производить.
Вместе с тем, члены жюри нашли возможным обратиться к книгоиздательству с рекомендацией выпустить – после соответствующей редакционной обработки – следующие произведения: повесть Н. Валукинского «Дикари», стихи для детей дошкольного возраста «Верблюд – активист» О. Петровской, стихи для детей младшего школьного возраста «Васькина дружба» С. Юдкевича и Б. Николаевского, научно-популярную книжку В. Каринека «Птицы ЦЧО».
*** В Тамбове силами местного оргкомитета союза советских писателей организована выставка, посвящённая массовому развитию литературного движения в этом городе за 10 лет Советской власти. Для сравнения есть экспозиция «Накануне», охватывающая период с 1905 года до Октябрьской революции 1917 года.
Для выставки собрано значительное количество литературных экспонатов.
*** В областном центре Черноземья прошёл слёт школьников, занимающихся в литературных кружках. Таких кружков насчитывалось в Воронеже 16, число участников доходило до четырёх сотен. Слёт проводил областной отдел народного образования при поддержке оргкомитета союза советских писателей ЦЧО.
*** В Орле подвели итоги конкурса очеркистов. Конкурс организовала редакция районной газеты «Орловская правда».
Воронежский литературный критик Павел Калецкий активно участвовал в оценке конкурсных работ (их поступило 54) и сам конкурс назвал несомненной удачей: «Конкурс расшевелил литкружки, дал целевую установку молодым авторам, поднял их творческую активность… Опыт «Орловской правды» должен быть использован всеми районными газетами. «Орловская правда» показала, что из числа рабкоров, селькоров, военкоров газеты можно выдвинуть ряд способных авторов, которые сумеют ярко отразить наше социалистическое строительство, наших новых людей».
Победителем конкурса стал Иван Антонов с очерком «Новая изба». Некоторое время спустя очерк опубликовал журнал «Подъём» (№ 6 за 1934 г.).
*** 22 апреля Ольга Кретова выступила в «Коммуне» с большой статьёй «Культура языка революции».
«В стране победившего пролетариата, где инженеры душ — писатели — призваны способствовать массовому порождению коммунистического сознания, особенно необходимо отточить орудие литературы – художественное слово», — пишет Кретова и касается далее полемики, которую развернул Максим Горький своими статьями «Открытое письмо Серафимовичу», «О бойкости», «О языке». Пролетарский писатель выступил в них в первую очередь против «почвенников», привносивших в свои произведения мужицкую грубую речь (например, Панфёров). Этот «идиотический» язык, которым некоторые литераторы пытаются передать специфику деревни, «негоден для изображения нашей советской действительности», — соглашается с Горьким воронежская писательница.
Общесоюзную дискуссию о языке литературы поддержали и в Воронеже. На мартовском объединённом собрании писательского актива и работников книжного издательства «Коммуна» с обстоятельным докладом по теме выступил доцент пединститута Лев Плоткин. Он прямо сказал, что в литературной организации ЦЧО подлинной борьбы за высокую культуру языка ещё нет.
И первой раскритиковал Кретову: в её рассказах налёт спешки, язык отделан недостаточно («известие зажгло жутким любопытством», «грянул жёлтый оскаленный год войны»). Потом досталось Подобедову (нередко его язык перегружен шаблонами, много канцеляризмов), Сергеенко (деревянная конструкция фразы), Пескову (неровности, языковые ухабы), Булавину (громоздкое построение предложений, перегруженность метафорами и эпитетами)…
Критику Ольга Кретова вполне признаёт, но все же «верные в основном замечания Плоткина» считает недостаточными, чтобы огульно обвинять писателей ЦЧО в отсутствии борьбы за культуру языка. Борьба эта была, только велась она кустарно и неорганизованно. Она заступилась за своих коллег, отметила, что у многих есть заметные сдвиги к лучшему и в качестве примера привела несколько цитат их рассказа Николая Романовского «Энбургская осень».
По докладу Плоткина, пишет Кретова, выступили на том совещании 11 человек. Все они, кроме Калецкого и Покровского, были самокритичны. Калецкий же с Покровским «защищали свои литературные изыски».
Статью Кретовазаверщает сообщением о планах оргкомитета ССП ЦЧО провести вечера творческих отчётов отдельных писателей с конкретным разбором их продукции. «Широкая дискуссия о языке поможет поднять нашу литературу на высшую ступень», — такими словами завершается статья «Культура языка революции».
*** 24 апреля из Москвы в Воронеж прибыла бригада оргкомитета союза советских писателей в составе: поэт Михаил Голодный, прозаик Василий Ильенков, критик Семён Левман, литературовед Иоанн Нович.
Бригада командирована для изучения работы писателей Центрального Черноземья, областного оргкомитета ССП. Уже в день приезда члены бригады приступили к знакомству с новинками литературы, выпущенной в свет книжным издательством «Коммуна» и участвовали в заседании оргкомитета ССП ЦЧО.
На следующий день состоялись совещания поэтической, прозаической и критической секций оргкомитета, на которой выступили московские товарищи.
Визит бригады в Воронеж проходит в рамках программы подготовки к Первому Всесоюзному съезду союза советских писателей.
*** 27 апреля «Коммуна» вышла с «Литературной страницей», авторами публикаций которой стали члены прибывшей из Москвы бригады оргкомитета ССП.
Иоанн Нович, руководитель бригады, в статье «Советская литература на новом этапе» делает обзор работы партийных и советских органов по поддержке литературного движения в стране, называет наиболее успешных, по его мнению, современных советских писателей и их произведения.
Василий Ильенков в соавторстве с Михаилом Голодным рассказывают об особенностях литературного творчества, дают советы, как и о чём писать. Они рекомендуют, особенно начинающим, ориентироваться на классиков, но искать свои пути, утверждать свой творческий почерк, избегать«крохоборчества, описательства разобщённых фактов действительности, формалистского трюкачества, поэтического кокетства, лёгкого отношения к слову». Их статья так и называется: «Несколько слов о творческом процессе».
Семён Левман сосредоточился на оценке литературы ЦЧО и творчестве местных писателей. Он положительную оценку дал произведениям Кретовой, Подобедова, Булавина, Пескова, Сергеенко, Киреева, Покровского, Романовского.
На «Литературной странице» публикуется также стихотворение Голодного «Слово о товарищах Васенко, Федосеенко, Усыскине» (членах экипажа стратостата «Осоавиахим-1», потерпевшего катастрофу 30 января 1934 г.).
Из воронежских авторов на странице выступили Ольга Кретова с рассказом «Каучук на луне» и молодой поэт Валентин Шульчев со стихотворением «Урожайная».
*** 27 апреля в Воронеже прошло представительное собрание городского партийного актива и писательской общественности, посвящённое вопросам советской литературы. Участие в мероприятии принял первый секретарь Центрально-Чернозёмного обкома партии Иосиф Варейкис, прервавший рабочую поездку в отдалённые юго-западные районы области.
Собрание открыл секретарь городского комитета ВКП(б) И.Т.Касиванов. С большим докладом выступил руководитель московской бригады литераторов Иоанн Нович. «Он, — как сообщала «Коммуна» в отчёте о собрании, — обрисовал путь развития и роста советской литературы на общем фоне разложения искусства в странах капитализма».
Содокладчиком был доцент пединститута, литературный критик и активист оргкомитета союза советских писателей ЦЧО Лев Плоткин. Он посвятил свою речь истории литературного движения области и охарактеризовал его современное состояние.
Выступивший в прениях по докладу воронежский литератор Николай Задонский подчеркнул огромное значение постановления ЦК ВКП(б) о перестройке литературных организаций. Оно, по мнению Задонского, «послужило почвой, на которой стал возможным рост литературы всего Союза ССР и ЦЧО» и привёл в подтверждение сказанного целый ряд убедительных фактов.
Поэт Михаил Голодный свою речь произнёс в развитие тезисов доклада Иоанна Новича, касаемых советской поэзии, и отвёл ей место на первых позициях в мировой литературе. Собравшиеся аплодисментами встретили прочитанное Голодным стихотворение «Слово о товарищах Васенко, Федосеенко, Усыскине».
С читкой своих произведений выступили также Семен Левман и Василий Ильенков.
С большой речью на собрании партактива и писателей выступил первый секретарь ЦЧО обкома ВКП(б) Иосиф Варейкис.
Варейкис остановился на некоторых моментах. В частности, высказал мнение относительно так называемого «социального заказа»: можно или нельзя писателю заказывать произведения? Да, «необязательно, конечно, художнику, писателю, поэту заказывать произведение, как портному костюм. Мы бы тогда и не называли его «социальным заказом»… Разве Шекспир, этот величайший художник и поэт, до сих пор не превзойдённый никем, разве он не даёт примера исполнения заказа? Или возьмите Мольера. Разве он не писал свои пьесы по заказу? Но разве их пьесы хуже, чем пьесы Валентина Катаева или Алексея Толстого? Разумеется, мы не должны устанавливать какую-то диктатуру или принуждение над писателем. Но партия, страна должны требовать, имеют на это твёрдое право, чтобы писатели писали нам произведения на нужные и ценные для нас темы по вопросам наиболее актуальным, по вопросам, неразрывно связанным с задачами нашей партии, с задачами строительства социализма».
За годы советской власти, продолжал далее Варейкис, произошли гигантские перемены в литературе. Она состоялась как советская, как социалистическая. Бывали и трудности. Троцкий пророчил крах нашей художественной литературе. Некоторые попутчики разлагались. «Высшим проявлением этого разложения была трагическая смерть Есенина. Лишь после двух-трёх лет первой пятилетки мы начинаем наблюдать расцвет нашей художественной литературы на новой базе… Мы можем с радостью отметить, что теперь имеем свою разнообразную, всестороннюю литературу».
Далее Варейкис остановился на проблемах освещения в литературе современных процессов в деревне, посетовал, что ещё недостаточно ярко прорисовывается образ крестьянина-колхозника. Даже в произведениях таких писателей, как Панфёров и Шолохов, не говоря уже о писателях Черноземья.
Коснулся первый секретарь обкома и языка художественных произведений. Варейкис, как бы продолжая спор с Максимом Горьким (ненавидевшим «мужика» и его речь), заметил: «Но к вопросу о языке мы должны подойти не сточки зрения формальной, а исходя из того великого переворота, из того движения, которое происходит во время пролетарской революции… Я утверждаю, что вы не найдете теперь ни одного поэта в СССР, который писал бы стихи только под влиянием Пушкина или Лермонтова или Некрасова. В тоже время, я затрудняюсь указать поэта, который в той или иной форме не писал бы под влиянием Маяковского. Маяковский есть некоторое отрицание прошлого – потому что он принёс с собой в поэзию городскую улицу, её говор, её своеобразный темп и ритм… У него язык новый? Да, новый… У писателя ничего не выйдет,если герои нашей эпохи начнут объясняться языком Онегиных, Печориных, Рудиных… Вот А. М. Горькому не понравилось слово «шамовка» (от слова шамать, еда,- прим. Ред.). Первые годы мне как-то странно казалось слышать его и привыкал я к этому слову лет пять. А вот послушайте наших пионеров. Они говорят «шамовка» и им всё понятно».
Варейкис говорил также о проблемах литературного процесса на вверенной ему территории, настойчиво требовал от местного оргбюро ССП чрезвычайно бережного отношения к литературному молодняку. Советовал превратить библиотеки в места, «где люди чаще собирались бы и читали свои произведения».
*** 28 апреля совещание по вопросам литературы с участием московских состоялось также в Совете профсоюзов Центрально-Черноземной области.