К 85-летию воронежской писательской организации
- 12.02.2019
Продолжение публикации помесячной хроники местных литературных событий 1934 года, предшествовавших Первому съезду ССП и последовавших вслед за ним.
Март
*** Книжное издательство «Коммуна» начало серии массовой библиотечки для колхозников обозначило выпуском рассказа Михаила Булавина «Девятый вал» отдельной книгой. Полиграфисты хорошо оформили издание, при тираже 20 тысяч оно поступило в продажу по 25 копеек за экземпляр.
Следом за булавинским «Девятым валом» в этой же серии вышла книжка Максима Подобедова «На последней меже». Это рассказы, посвящённые классовой борьбе в деревне.
*** В третьем по численности населения после Воронежа и Курска городе Центрально-Черноземной области – Тамбове – с творческим визитом в марте побывал известный комсомольский поэт Александр Жаров Автор популярных в то время поэмы «Гармонь» и пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» провёл несколько многолюдных встреч, на которых рассказывал о советской поэзии и читал свои новые стихи.
Сам Воронеж Жаров до этого посещал дважды: в сентябре 1927 года выступал на литературном вечере в государственном университете, а в январе 1933-го встречался с городской общественностью в Большом Советском театре (ныне драмтеатр им. А.В. Кольцова) и театре юного зрителя.
***С некоторым запозданием вышел в свет первый в 1934 году номер журнала «Подъём». Областная пресса обратила внимание на новое оформление его обложки и увеличившееся количество страниц. Даны репродукции лучших картин художников Центрального Черноземья.
Номер открывается повестью Дмитрия Ерёмина «Возвращение» — начальные главы, с последующим продолжением. Также с продолжением начата публикация романа Василия Карпова «Гремучие ключи». Есть свидетельства, что продвинуть публикацию в журнале этого автора (бухгалтера по профессии) помогал глава партийной организации ЦЧО Иосиф Варейкис. Напечатан также рассказ Бориса Пескова «Хорошие знакомые».
Много места в номере занимает ленинская тематика в связи с 10-летием со дня смерти «вождя мирового пролетариата»: передовая статья, статья самого Ленина «Об очистке русского языка», воспоминания о В.И. Ленине и его отце И.Н. Ульянове, заметки «Что нравилось Ленину из художественной литературы», «Ленин в народном творчестве и художественной литературе».
Поэтический раздел представлен творчеством Валентина Шульчева, М. Жаворонкова и Г. Зорина.
Интересен очерк Ивана Платицина «Подвиг комсомолки Шульгиной» (девушка отличилась при тушении пожара на воронежском заводе им. Дзержинского).
В разделе «Библиография» — две рецензии (на книги Н. Москвина «Маска» и А. Авдеенко «Я люблю»), подписанные (обе) М.С. (возможно, автором является Михаил Сергеенко.
*** Ранней весной на жительство в Воронеж, где его уже знали как давнего автора «Подъёма», переехал из Орла крепкий прозаик Михаил Киреев. Там он работал в прессе, был главой Орловского отделения Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей. На новом месте активно включился в литпроцесс, сдал в книжное издательство сборник рассказов «На линии». Содержание будущей книги в бюллетене ЦЧО для сети книготорговли анонсировалось так:
«Тематика первых шести рассказов связана с борьбой старого и нового в деревне, с преодолением в колхознике – вчерашнем единоличнике – собственнической психологии. Рассказ (заглавный) «На линию» посвящен переделке человека с отсталым мещанским укладом под влиянием пролетарской среды и труда. Рассказы Киреева интересны по содержанию, язык живой, красочный. Рассчитаны на массового читателя».
С появлением в столице ЦЧО Киреева укрепилось влияние приезжих: из наиболее заметных литераторов той поры большинство составляли уроженцы разных краёв. К примеру, Завадовский с Песковым были тамбовчанами, Сергеенко и Певнев – курянами, Прудковский – москвичом. Булавин происходил из Гродненской губернии, Подобедов – из Смоленской, Петров из Самарской. Ерёмин родом пензенский, Покровский – тверской, Плоткин – гомельский. Родившийся в МогилёвеКалецкий был выслан в Воронеж из Москвы. Из ярких местных в воронежском литературном ядре были Кретова, Романовский, Дьяков…
*** Встречу поэтов и композиторов организовала в Воронеже поэтическая секция оргбюро союза советских писателей ЦЧО. Стихотворцы прочли свои произведения и обсудили с местными деятелями музыкальной культуры возможности переложения их на язык мелодичных звуков. К сожалению, имена участников этого мероприятия неизвестны, но с большой вероятностью можно назвать поэта Георгия Воловика – он писал не только стихи, но и сам сочинял к ним мелодии.
*** В марте получил развитие конфликт между Максимом Горьким и Фёдором Панфёровым. Первый в «Правде» (14 числа) напечатал статью «О языке» в резких выражениях:
«Я снова вынужден сказать несколько слов о Ф. Панфёрове — человеке, который стоит во главе журнала и учит молодых писателей, сам будучи, видимо, не способен или не желая учиться…»
Великий пролетарский писатель критиковал известного писателя-деревенщика за то, что тот роман «Твёрдой поступью» (третий том эпопеи «Бруски») украсил такими выражениями, «как «подъялдыкивать», «скукожился», «леригия», «могёт», «тижело», «взбулгачить».
«Зачем понадобилось ему тащить в литературу исковерканные неграмотными людьми слова и десятки «областнических» терминов, непонятных широкому читателю? — звучал со страниц главной газеты страны упрёк Панфёрову. — Такая бесцеремонность в отношении литературной речи способствует только снижению качества художественного произведения, утверждает безграмотность и недопустима в советской литературе…»
24 марта раздосадованный Панфёров написал Сталину письмо, в котором пожаловался на травлю со стороны поддержавших Горького: «Сейчас все сорвались и лягаются, кому не лень. Кроме тех статей, зачастую бездоказательных и хулиганских, в “Литературной газете” недавно появился шарж, следом за этим появился шарж в “Вечерней Москве”, в “Комсомольской правде”, потом появились в печати гнуснейшие стишки, и “Бруски”, таким образом, превратили в пугало».
Сталин не принял ни одну из сторон в этом конфликте. А вот первый секретарь Центрально-Черноземного обкома ВКП(б) однозначно встал – это покажут дальнейшие события — на строну своего друга. Заметим, что третий том «Брусков» Панфёров писал на даче Иосифа Варейкиса в Репном под Воронежем в январе-марте 1933-го и январе 1934 года. Ранее изданный второй том эпопеи автор посвятил именно Варейкису.