Свет внутренней соединенности
- 18.08.2018
Седьмой номер журнала «Подъём» открывается повестью Ивана Евсеенко «Поющие пески». Публикация приурочена к 75-летию известного прозаика, многие годы проработавшего в должности главного редактора издания. Вот уже почти четыре года нет с нами Ивана Ивановича, однако редакционный портфель еще хранит произведения автора, которые не печатались на «подъёмовских» страницах.
«Поющие пески» из их числа. Это небольшое лирическое повествование как светящаяся точка в писательском созвездии, без которой мир видимый и мир осязаемый в литературном наследии Евсеенко был бы неполным среди его произведений постсоветской эпохи. При внешне детализированном, реальном сюжете и месте действия повесть излучает энергию вечного, явленного нам из библейских горизонтов, бытующих за гранью сиюминутного и преходящего. Мы будто бы находимся не в координатах географических реалий – между прохладным, хмурым балтийским побережьем на Куршской косе и безудержно солнечным крымским берегом в Коктебеле, а в иных, неземных очертаниях мира. И мерилом всего сущего является его двуединство: свет и тьма, тепло и холод, любовь и ненависть, сострадание и равнодушие, обретения и потери… Все эти грани природных и человеческих состояний соединяют, удерживают в орбите своего притяжения образ поющих песков. С одной стороны, по мысли автора, они – необычное явление природы, символ неизменного и вечного, с другой – мистически завораживающее, пугающее зрелище, напоминающее нам о зыбкости и непрочности человеческих судеб. Библейское начало прочитывается в повести уже по тому, что главную героиню зовут Мария, и дочь ее тоже зовут Мария. А еще в том, что в итоге Мария мать, выросшая на Куршской косе среди дюн и поющих песков и сросшаяся душой и сердцем с этим клочком земли, затерянном посреди морской пучины, вдруг погибает здесь же. Рискуя, она ищет янтарь во время урагана, и хладные балтийские волны поглощают её, оставив Николаю, другому главному герою повести, некогда случайно познакомившемуся с Марией, непреходящую боль и свет невидимой внутренней соединенности, будто напоминая человечеству о родстве душ в своей незащищенности перед жестокостями бытия. Надо сказать, Николай из «Поющих песков», как, впрочем, и иные герои, от имени которых писатель Евсеенко ведет рассказ в своих повестях, написанных в двухтысячных годах нашего столетия, тоже ассоциируется с библейским летописцем, хранителем некоего смысла и большого равновесия в поисках гармонии мира.
Журнал «Подъём» и в будущем продолжит знакомить читателей с творчеством И.И. Евсеенко, чья проза заслуживает серьезного осмысления в наши дни.
Прозаический раздел июньского номера журнала представлен также подборками рассказов Лидии Сычёвой (Москва) «Из жизни Любарева», Юрия Жёкотова (Николаевск-на-Амуре) «Титюлькинская свадьба», Игоря Белкина-Ханадеева (Серпухов) «Яблоки с неба», а также переводом Ксении Кириченко повести «Снежный гусь» Пола Гэллико.
Поэтический пейзаж номера разнообразен не только в плане географической принадлежности авторов, но и особенностями поэтической стилистики и эстетики авторов. Здесь можно найти стихотворные подборки воронежских поэтов Павла Пономарева («Зайчики с алтарного окна») и Константина Кондратьева («Заря невечерняя»), москвича Андрея Шацкова («Снегириная панихида»), смолянина Владимира Королева («Сопромат воды») и уроженца Саранска Константина Смородина («Простые законы»).
Широк литературно-исторический диапазон публикаций. Эссе Зинаиды Ефремовой «В созвучии с человеком великого сердца» посвящено 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Виктор Акаткин в материале «Порученное слово» тепло вспоминает своего учителя доктора филологических наук, профессора, авторитетного советского литературоведа и критика Анатолия Абрамова. Геннадий Литвинцев в подборке «От ложной мудрости беги» знакомит читателей с новыми переводами стихов имама Хоймени. Новые находки и исследования Виктора Кузьмина в публикации «Эпатажный приятель поэта. А.С. Пушкин и Черноземный край» касаются отношений великого русского поэта со своим приятелем Ф.И. Толстым (Американцем). О творческом почерке критика Петра Ткаченко рассказывает на страницах номера Николай Зиновьев в материале «Я искал бесконечно красивых…». Публицистически острая статья Владимира Новохатского «В «гнезде кукушки» на краю вселенной» защищает от «современных информационных стервятников» доброе имя писателя Евгения Титаренко – родного брата Раисы Горбачевой в контексте трагической истории его жизни. Николай Переяслов в материале «Все кружатся в кровавой карусели» пытается разобраться в непростых исторических обстоятельствах, с которыми столкнулся один из ярких революционеров, советский дипломат и писатель Федор Раскольников.
Обзорные страницы номера представлены публикациями Евгения Новичихина «Город нашей судьбы» – о книге стихов Ивана Щелокова «Город на лучах зари», Игоря Маркина – о книге «Братья Конюховы – повелители стихий» и Александра Орлова – о книгах Владимира Богомолова, которые пробуждают душу.
Цветная вклейка номера представлена репродукциями картин художников – участников академического плэнера в Острогожском районе Воронежской области, посвященного бунинскому творчеству.