РАДОСТЬ ЖИЗНИ И ОСТРОТА УМА
- 11.07.2018
Июньский выпуск журнала «Подъём» посвящен культуре и истории поселка Кантемировка – районного центра Воронежской области и являет собой очередной этап развития специального проекта журнала «Без таких городов не представить Россию». Наряду с прозой и поэзией номер включает в себя большой корпус материалов, связанных с событиями и героями Великой Отечественной войны. А также работы, обращенные к древним истокам этой земли, очерки о малоизвестных страницах биографий знаменитых земляков.
Повесть Федора Баева «Дом под серебряным тополем» как будто не отличается новизной сюжета: старуха-мать продает опустевший дом и уезжает в город к старшему сыну. А младший кажется человеком слабым и нерешительным, он постоянно запаздывает с нужным словом, важным решением. События идут неторопливой чередой, все меняется как-то незаметно. И младший сын вдруг становится для матери самым главным, а старший уже видится как отрезанный ломоть. Повесть хороша своим неброским стилем, скупыми картинами города и деревни, однако сдержанная речь повествования врезается в память читателя и постепенно становится весомой и отчетливой.
Действие романа Евгена Плужника «Недуг» разворачивается на рубеже 1920-1930-х годов. Любовь уже солидного человека к актрисе описывается автором с замечательной точностью – в психологическом плане и в социальном. Наверное, о сердечном чувстве сегодня так не напишет никто, но эта вещь, прикрепленная к давнему времени, отличается одновременно скромностью слов и их раскованностью. За развитием интриги читатель следит с пристальным интересом, ведь все другое – и люди иные, и движение сердца происходит как-то иначе, нежели теперь.
Рассказы Валентины Кислянской похожи на миниатюры из сельской жизни. Однако под пером автора характеры героев, обстановка и нравственные акценты обретают полноту. Хвастливый, заполошный охотник, доверчивая душа коня, расчетливая, хищная хватка вора – эти образы заставляют читателя улыбаться и горевать, испытывать гнев и сострадание.
Воспоминания дважды Героя Советского Союза, маршала авиации А.Н. Ефимова написаны очень естественно, в них множество фронтовых подробностей – как боевых, так и житейских. Освобождение Кантемировской земли от оккупантов зимой 1942-1943 годов в рамках войсковой операции «Малый Сатурн» – в центре документального очерка Татьяны Малютиной и Петра Чалого. К этим текстам примыкают рассказы о фронтовиках и Кантемировской танковой дивизии, тесные связи с которой поддерживают местные жители.
Кантемировские корни А.П. Чехова и связи Л.Н. Толстого с Воронежским краем, высокое служение учителя краеведа и поиски истоков старинного названия родной земли, археологические раритеты Кантемировского района и занимательная местная топонимика – вот колодец истории, из которого читатель может напиться живой воды русской памяти. Звуки старой речи наполнят стихи Антиоха Кантемира, и Петровское время на минуту обретет свой непривычный для нашего современника голос.
На журнальной вклейке представлена живопись кантемировских художников. Природа и труд, натюрморт и символ – вот самый общий круг сюжетов, которые волнуют здешних мастеров. Тут много света – и яркого, солнечного, и приглушенного, вечернего. Предметность окружающего мира изображена любовно и радует глаз. В этих работах есть радость жизни и острота ума, они не спорят друг с другом, а осторожно соединяют внутренний мир с внешним окоемом. Наверное, так и достигается гармония – по крайней мере, на русской земле.