Воронежский курьер. Интервью с Щелоковым
- 03.01.2010
Хочется видеть в журнале как можно больше умных людей
На прошлой неделе российское журналистское сообщество и люди сопутствующих профессий отмечали День российской печати. Корреспондент «ВК» встретился с Иваном Щелоковым, главным редактором одного из старейших в России литературно-художественного журнала «Подъем», а также известным поэтом. А до середины 2009 года Иван Александрович возглавлял управление по делам печати и средств массовых коммуникаций Воронежской области и непосредственно занимался обеспечением деятельности государственных СМИ, формированием их правового и организационно-творческого устройства.
— Как вы полагаете, государственные СМИ в Воронежской области достаточно эффективно выполняют свои задачи?
— Творческих задач у местной государственной прессы, как и у всей остальной, множество. Одна из важных – информирование граждан о работе региональной и муниципальной власти. Думаю, современные воронежские СМИ с этой задачей справляются успешно. Обратимся к примеру отдельно взятой районной газеты. Район – это не только ведь власть, это десятки тысяч человек: молодежь, пенсионеры, бюджетники, рабочие и селяне. Это – десятки предприятий, организаций, учреждений социальной сферы. И о том, как и чем живут сельские школы, больницы, Дома культуры, ветеранские и молодежные организации, просто рядовые граждане, что их волнует, чем они обеспокоены, чему радуются или, наоборот, огорчаются, не расскажет никто, кроме районной газеты. Областные СМИ интересуются «глубинкой» крайне редко, и главным образом по скандальным, чаще всего криминальным поводам. А ведь каждый район тоже нуждается в своей истории, в своей летописи.
Сегодня в обществе часто дискутируется тема Интернета и газет. Многие спрашивают, останутся ли печатные издания в привычном для нас виде или их ожидает существенная трансформация либо полное забвение. Эти разговоры не безосновательны. Социологические опросы показывают, что подрастающее поколение редко обращается к печатной периодике, чтобы почерпнуть из нее информацию. Новости предпочитает узнавать из глобальной Сети. По новостному кроссу перед Интернетом даже телевидение пасует. Чтобы смотреть ТВ, нужна привязанность к месту. А во «всемирную паутину» молодежь выходит через мобильные телефоны, находясь где угодно и в любой обстановке. Поэтому, мне представляется, в крупных населенных пунктах, где уже давно не модно подписываться на газеты и журналы и лишь по необходимости покупать их в розницу, взаимная любовь читателя и периодики близка к разрыву. В городах высока концентрация молодого поколения, представителей творческих, научных и бизнес-сообществ, для кого повседневное использование интернет-ресурса – важная часть в исполнении рабочих функций. Они выходят в Сети и там же попутно получают весь набор услуг, в том числе и информационных. А вот на селе в ближайшем будущем у местной газеты не будет серьезной альтернативы со стороны своих коллег из области. Об этом свидетельствуют показатели по подписке и ее плотность. В отдельных районках плотность подписки составляет от 23 до 19 экземпляров на 100 жителей, у других изданий исчисляются единицами и даже сотыми долями к этому результату. Однако это обстоятельство не должно убаюкивать журналистов из районных газет. Окружающий мир динамичен. Информационные технологии идут по планете семимильными шагами. Знаю, что отдельные мои коллеги из районных газет это понимают, всерьез стремятся осваивать и электронное поле.
— Прошедший год в области был омрачен довольно острыми конфликтами по части управления творческой политикой в районных газетах. Что вы об этом думаете?
— Очевидно, что каждое СМИ имеет обязанности перед своим учредителем и в этом смысле несколько стеснено в реализации творческой политики. Однако я убежден, что сегодня и в государственной прессе достаточно пространства для качественной журналистики. У российской журналистики уже многовековой опыт работы в условиях пиара власти и цензурных ограничений. А сегодня эти ограничения слабее, чем когда-либо. Если вспомним Россию, скажем, ХIХ века (не говоря уже о советском периоде), мы найдем там множество замечательных мастеров слова, обилие газетных жанров, в том числе путевых заметок, памфлетов, очерков и фельетонов. Кроме того, разумные руководители СМИ всегда понимали, что пресса, конечно, не часть пиара, хотя и вынуждена дружить с этим «крутым парнем» из начальных 2000-ных.
— Каким образом была выстроена вертикаль власти в воронежской журналистике?
— В начале девяностых, когда я возглавил соответствующее подразделение областной администрации, традиционная местная пресса находилась в состоянии хаоса, правовой и имущественной неразберихи. Даже организационно-правовые формы существования газет отсутствовали. На этом фоне появлялись первые независимые издания, такие как «Берег» и «Воронежский курьер». У коллективов газет тогда было много романтических представлений, но практически никто не имел ясного плана развития (впрочем, и окружающая обстановка не способствовала).
Во-вторых, ужасала техническая база. В редакциях тогда не знали, что такое компьютеры. Безнадежно устарело типографское оборудование: с одной стороны, было издательство «Коммуна» (сейчас – издательско-полиграфическая фирма «Воронеж»), с другой – в каждом районе стояли печатные машины, настолько старые, что к ним уже было не достать запчастей. Доходило до того, что вопрос о приобретении офсетных пластин для областных изданий решался на личном губернаторском уровне. На эти цели тогдашний глава администрации области Александр Яковлевич Ковалев был вынужден отвлекать средства из внебюджетных фондов.
Таким образом, перед нашим управлением стояли две основные задачи: упорядочивание правовой, организационно-творческой системы и обновление технической базы. Наши СМИ приобрели статус муниципальных учреждений. Управление по печати наряду с районными администрациями выступило соучредителем районных газет.
Нужно было срочно менять технологию выпуска. А.Я. Ковалев нашел средства (360 млн. рублей по тем деньгам) для покупки четырехсекционной газетной ротации 4ПОГ-60, чтобы печатать районные газеты. Машину закупили, передали в ИПФ «Воронеж», начали переводить туда отдельные районные газеты. Изучали опыт более зажиточных соседних регионов – Липецка, Белгорода, которые нас в этом плане опережали. Уже при губернаторстве И.М. Шабанова в 1997 году я возил группу редакторов наших районных газет в Белгород, чтобы показать, как можно работать по-новому. Этот шаг нужен был, чтобы сломать в них психологический стереотип работать по старинке. Многие не понимали, как можно выпускать газету, если она печатается не в соседнем дворе, а за 100-150 км. от редакции. Кстати, после этой поездки мы купили первую партию компьютеров для 10 районных газет – за счет областного бюджета.
— Но потом наступили более «жирные» годы.
— На протяжении 2000-х мы укрепляли созданный ранее задел, работали более системно: с формированием программ, прогнозируемыми объемами финансирования на несколько лет вперед. Губернатор Владимир Григорьевич Кулаков уделял много внимания развитию государственных СМИ. Недостатка в компьютерах в редакциях к тому времени не было, во многих редакциях они были почти у каждого журналиста. А вот полиграфическую базу надо было снова обновлять. Признаюсь, было стыдно на межрегиональных выставках и всероссийских фестивалях, куда съезжались коллеги из других регионов. Журналисты Челябинска, Краснодара, Екатеринбурга, Подмосковья привозили на обозрение районные газеты в цвете. А мы по-прежнему печатали черно-белые листовки. В 2004 году мы всерьез задумались о стратегических задачах нашей полиграфической базы. Тогда и была сформирована программа по оснащению областной типографии новым современным оборудованием с применением компьютерных технологий. Закупили плоскопечатную листовую 4-красочную машину, оборудование для книжного производства, газетную ротацию, организовали компьютерный центр приема газет и многое другое. В целом на модернизацию областной типографии до 2008 года было израсходовано не менее 80 млн. рублей. Я лично ездил по регионам, где подобная система была уже отлажена, изучал вопросы печати, доставки, стоимости почтовых расходов. Ставили мы задачу купить еще одну газетную ротацию, более мощную, с рабочим выходом не 16 полос, а 24 или 32. Уже был объявлен тендер, на него поступили предложения от поставщиков типографского оборудования, сформирован госконтракт – однако осенний кризис 2008 года не дал реализовать эти планы.
— А как вы относитесь к популярному мнению, что бумажные СМИ все равно скоро прекратят свое существование, не выдержав конкуренции с электронными? Может быть, эти типографские новинки скоро придется сдать в музей?
— В обозримом будущем этого точно не произойдет. Напротив, печатная пресса и другие формы общественных коммуникаций успешно учатся дополнять и обогащать друг друга. Сейчас практически все ведущие российские и региональные «бумажные» издания имеют интернт-версии, не копируют друг друга, каждый имеет свои преимущества. Сейчас газеты и журналы дополняют свои «линейки» интернт-радио, блогами и т.д. Все это пока не вытесняет «бумагу», скорее наоборот.
— Скажите, почему нет сайта у возглавляемого вами «Подъема»?
— Сайт «Подъема» практически готов: разработаны платформа и управление, переведены в электронную форму большая часть архивов. Планировали открыть его в минувшем декабре, но по техническим причинам решение проблемы «перекочевало» на нынешний год. Рассчитываем, что задержка составит не больше нескольких недель. На нашем сайте будет и свежий номер журнала, и архивы за многие годы, и колонка нашей культурно-просветительной хроники. Ведь кроме непосредственного выпуска издания, мы ведем довольно активную публичную деятельность. Сотрудники и авторы журнала – желанные гости на различных культурно-просветительных мероприятиях. В августе 2010 года журнал выступил одним из организаторов первого Всероссийского фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», который прошел в г. Борисоглебске и собрал самодеятельных авторов из 20 регионов России. В 2009 году журнал «Подъем» как информационный спонсор участвовал в поэтическом фестивале «Удеревский листопад», который ежегодно проходит на родине Н.В. Станкевича в г. Алексеевка Белгородской области. В том же году к 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова редакция организовала среди старшеклассников и учащихся вузов области конкурс на лучшее сочинение о творчестве поэта и опубликовала самые талантливые работы. В апреле 2010 года в г. Мичуринске Тамбовской области состоялось выездное заседание редколлегии журнала «Подъем», совместно с тамбовскими писателями были проведены мастер-классы по поэзии, прозе, публицистике и краеведению среди творчески одаренных студентов Мичуринской аграрной академии и педагогического университета. Помню, на мой мастер-класс записалось несколько студентов, которые пишут стихи, и надеюсь, мои разборы были им небесполезны. Впрочем, было очевидно, что никто из них поэтом не станет. Но то, что они интересуются поэзией и сами пытаются писать, уже хорошо. Как говорил Александр Межеров, человек одаренный не только поэтическим талантам, но и едким чувством юмора: до двадцати лет стихи пишет каждый третий влюбленный, после двадцати – настоящие поэты, после тридцати – один дураки…
— Довольно рискованная цитата для автора, который стал издаваться ближе к сорока годам.
— Писать и издаваться – разные вещи. В советские времена практически все издавались достаточно поздно, пройдя по длинной лестнице официального признания. Нужно было получить рекомендации коллег, добиться места в плане издательства и т.д. А я к перечисленному особых усилий и не прилагал, поэтому мой первый сборник вышел в 1992 году. Писать продолжаю до настоящего времени, хотя в последние месяцы времени и сил практически не остается.
— «Подъем» все отнимает?
— На фоне событий, происходившей в нашей стране последние четверть века, тот факт, что региональный литературный журнал вообще уцелел, можно считать чудом. Заслуга в том, что «Подьем» не только регулярно выходит, но и развивается, отчасти принадлежит энтузиастам из предыдущих поколений подъемовцев, которые сумели выстоять на сломе эпох, во многом – областной власти. В частности, управлению культуры Воронежской области. И сегодня коллектив редакции находит заинтересованную поддержку своим творческим инициативам со стороны руководителя управления культуры Ивана Дмитриевича Образцова.
Со дня основания в «Подъеме» печатались видные писатели тех лет Максим Подобедов (первый главный редактор журнала), Николай Задонский, Владимир Кораблинов, Гавриил Троепольский, Михаил Сергеенко, Борис Песков, Михаил Булавин, Алексей Шубин, Ольга Кретова, Петр Прудковский, Константин Гусев, Григорий Рыжманов, критики и литературоведы – будущие лауреаты Государственной премии СССР – Филипп Наседкин, Дмитрий Еремин, лауреат Ленинской премии академик Михаил Храпченко.
Картину литературной жизни края тех лет невозможно представить без такой масштабной фигуры отечественной словесности, как Андрей Платонов. В журнале «Подъём» великий воронежец напечатал всего два рассказа — «Третий сын» и «Нужная родина». Эти небольшие по объему литературные вещи были единственными публикациями Андрея Платонова на «малой родине», но и их оказалось достаточно для того, чтобы зачислить земляка в золотой фонд авторского актива «Подъёма».
Яркой страницей в творческой судьбе журнала стала тема Великой Отечественной войны. Пожалуй, самым заметным событием литературной жизни тех лет были публикации фронтовика Юрия Гончарова, которые подкупают достоверностью увиденного и пережитого не кем-то, а самим автором.
Помимо Юрия Гончарова отечественная проза пополнилась высокохудожественными произведениями фронтовиков Константина Воробьева, Григория Бакланова, Ольги Кожуховой, Евгения Носова, Бориса Васильева, поэтов Егора Исаева, Павла Шубина, Михаила Тимошечкина, Михаил и Павел Касаткины. В разные годы они сами были авторами «Подъема», либо о них писали критики фронтового или послефронтового поколения.
Творческие связи с «Подъемом» тогда установили ведущие писатели страны: Константин Симонов, Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Владимир Карпов, Ольга Кожухова, Глеб Горышин, Нина Соротокина, Борис Екимов, Василий Белов, Виктор Потанин, Михаил Чванов, Виктор Лихоносов, известные украинские литераторы — Борис Олейник, Петро Ребро, Петр Омельяненко, Василий Чубенко, Александр Романовский, Анатолий Мирошниченко, Ирина Глебова, Василий Воргуль, Виталий Даренский, писатели из Белоруссии — Сергей Трахимёнок и Михаил Ткачев.
За восемьдесят лет «Подъем» переживал периоды восхождения и падения, читательской любви, поклонения и равнодушия. В глухие 90-е годы прошлого столетия стоял на грани закрытия. Слава богу, то безвременье прошло. Вместе с возрождением культуры Воронежского края возрождается интерес и к «Подъему», являющемуся активной частью этой самой культуры.
Как отметил губернатор Воронежской области А.В. Гордеев, журнал «Подъем» — интеллектуальное богатство региона, визитная карточка культурного пространства области. Эти слова ко многому обязывают.
— Вы часто слышите критику в адрес журнала в смысле его однобокости, перекоса в сторону «почвенничества»?
— Пожалуй, такая односторонность присутствовала и, наверное, осталась до сих пор. Дело в том, что любая редакция со временем замыкается на определенный круг тем и авторов. Есть проверенные авторы, работающие на достаточно высоком уровне и пользующиеся авторитетом в академическом и литературном сообществе, они получают заслуженный приоритет. К такому состоянию привыкаешь. А выходить из него необходимо.
Надеюсь, в ближайшем будущем «Подъем» будет более разнообразен по жанрами и представленным позициям, и, разумеется, по составу авторов.
— Вы видите «Подъем» стрежнем литературной жизни Воронежской области?
— Не вся литературная жизнь нашего города крутится вокруг «Подъема». Но наряду с другими объединениями и изданиями наш журнал является одним из тех, кто активно формирует современный литературный процесс.
— Назовите молодых литераторов, с которыми работает «Подъем».
— Дмитрий Чугунов, братья Черновы из Хренового – Владимир и Сергей, воронежцы Дмитрий Чугунов, Ирина Турбина, Наталья Каширина, Павел Зябкин, Алексей Лисняк, стихотворцы Александр Зайцев, Павел Глаголев, Алексей Ряскин, Вера Часовских (Бутурлиновка), Рита Одинокова, Светлана Редько (Россошь) и другие становятся действующим звеном воронежского писательского сообщества.
Кроме того, в нашей области проходим много литературных фестивалей «Батюшка-дон», «Калитвянский причал», «Во слову Бориса и Глеба», «Воронецовая Русь, – практически на всех мы бываем, а впоследствии даем в журнале подборки поэтов-участников.
— Как вы полагаете, возможны в нашей области какие-либо формы материальной поддержки талантливых литераторов: гранты, оплачиваемые выступления и публичные лекции и т.д?
— Людей, живущих одним литературным трудом, всегда и везде было мало. Вспомните русских классиков: Некрасов – крупный издатель, фактически предприниматель, Грибоедов и Тютчев – дипломаты, Гончаров – чиновник, Лермонтов – офицер. И даже Пушкин занимал придворную должность и получал жалование. Едва ли не единственная система господдержки писателей была создана в СССР – от бесплатных благ до выплат из специальных фондов, не говоря уже о высоких гонорарах. Практически во всем мире писатели, за исключением единиц, зарабатывают на хлеб не литературой, а, например, преподаванием или журналистикой. Лично я никогда не был профессиональным литератором – работал сначала журналистом, потом редактором, потом чиновником, сейчас – снова редактор. Писал в свободное время, в основном по ночам. Другого способа я не знаю. В Воронеже за весь постсоветский период только один писатель жил на гонорары – ныне покойный Вячеслав Дегтев. И жил он непросто. В качестве благого пожелания я ваше предложение о грантах или госзаказе поддержал бы, но кто бы не занимался распределением этих благ, обвинения в предвзятости или коррупции будут неизбежны.
Вопросы задавал Леонид Диденко