Я – ТО ЗЕРНО, КОТОРОЕ ВЗОЙДЕТ…

Январский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Сергея Пылёва «А за окном – человечество». Написанная легким, порой ироническим слогом, она вводит читателя в непростое житие еще не старых людей, решивших соединить свои судьбы на склоне лет. Но их быт неожиданно соединяется с воспитанием пятилетнего внука. Воспоминания о собственном детстве, нынешняя расторможенность малолетнего поколения, тоска о душевном покое и привычном укладе – все смешалось и переплелось, и найти ясность, простоту взаимных отношений, кажется, уже невозможно.

Я – ТО ЗЕРНО, КОТОРОЕ ВЗОЙДЕТ…Рассказ Александра Мальцева «Русская кухня», напротив, посвящен картинам послевоенного деревенского детства. В этом пространстве, которое наполнено тяжким трудом и дружбой, простотой повседневности, часто жестокостью и почти всегда – чувством голода, возникает образ родной земли, которая продирается сквозь жестокие испытания к миру и человечности.

Сюжет беженца из Луганска Андрея Авраменкова «Корреспонденты» описывает скитания журналиста на новом месте – в Воронежской области. Все слова о солидарности почему-то растворяются в воздухе, когда герой начинает искать жилье или работу. Эта почти очерковая проза говорит нам, что русская душа становится более замкнутой, что новые времена стараются настроить ее на рациональный лад. Однако и теперь русская щедрость все-таки жива, хотя к ней примешана изрядная доля горечи. В свою очередь, миниатюры Виктора Попова кажутся послесловием к предыдущей истории и пунктиром обозначают очень важные смыслы – чувство хлеба и холод старости.

Я – ТО ЗЕРНО, КОТОРОЕ ВЗОЙДЕТ…
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Творчество прекрасного воронежского писателя Василия Белокрылова (1938 – 1996) на два десятилетия выпало из круга чтения. К 80-летию со дня рождения автора, журнал публикует его дневниковые записи, письма разных лет и ранние рассказы, проникнутые любовью к простому человеку – с исковерканным характером, наносной жестокостью и одновременно – с искренним сердцем, которое затаилось в трудно различимой  глубине.

Поэтический раздел номера включает в себя стихи Евгения Эрастова (Нижний Новгород) и Геннадия Иванова (Москва), Анны Жидких и Алексея Ковалевского (Харьков), Владимира Подлузского (Сыктывкар) и Надежды Князевой (Арзамас). Мемориальная подборка «Страна невыплаканных слез» составлена из стихотворений Надежды Болтянской (1963 – 2015).

Я – ТО ЗЕРНО, КОТОРОЕ ВЗОЙДЕТ…
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Воспоминания Владимира Алейникова (Москва) об одном из создателей легендарного литературного кружка СМОГ поэте Леониде Губанове (1946 – 1983) названы символично: «Я – то зерно, которое взойдет». Творчество Губанова в советские годы было не признанным официально, и только на рубеже тысячелетий читатели смогли свободно войти в стихию его поэзии и отчасти понять характер и черты его личности. Размышления о жизни и творчестве писателя Владимира Крупина написаны Эдуардом Анашкиным (Самара) как бы с близкого расстояния – книги внимательно прочитаны и осмыслены, а тепло дружеского общения позволяет критику вести речь доверительно и искренне. Орловские годы Петра Проскурина исследуются краеведом Алексеем Кондратенко.

В годовщину столетия комсомола Василий Андреев в очерке «Мне они как родные…» рассказывает о друге юности Александре Меркулове. Встречи с легендарным полярником Иваном Папаниным – в центре материала Анатолия Никифорова.

Я – ТО ЗЕРНО, КОТОРОЕ ВЗОЙДЕТ…
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

События столетней давности, связанные с обороной Порт-Артура, получают еще одно толкование в статье Вадима Кулинченко (Подмосковье). Мария Медведева разбирает исторические детали сюжета фильма «Гардемарины, вперед!»

Живопись Дмитрия Савинкова представлена на журнальной вклейке и обложке. Сдержанная цветовая гамма, точный рисунок и благородство художественного зрения отличают эти полотна – портреты, пейзажи, натюрморты. На фоне многочисленных подделок под искусство картины Савинкова как будто свидетельствуют:  красота живет вокруг нас, важно только вглядеться, и тогда ее чистые волны согреют измученное сердце современного человека.