Коммуна, №168. КРЕПКОЕ СЛОВО — Н. КОПЫЛОВА
- 16.11.2010
Крепкое слово
Книжная полка | Девятый номер «Подъёма» обладает какой-то особой цельностью материалов, посвящённых народной культуре
Всякий раз, когда держишь в руках свежий номер журнала, испытываешь неизъяснимое удовольствие и волнение. Его хочется листать, тут же выхватывая какие-то поэтические строки доселе тебе неизвестных авторов, и вновь перечитывать…
В девятой книжке «Подъёма» сразу же мой взгляд привлекли яркие иллюстрации народных костюмов Воронежской области и авторские матрешки. Мысленно примерила на себя бисерные украшения (понравились!), потрогала корзины и хлебницы, подивилась затейливости воронежских глиняных игрушек: барыне в кичке, фантастическим птицам.
Долго разглядывала и представленный (с конца XVIII до 70-х годов XIX века) лубок.
Ряд статей в журнале посвящен народному искусству и быту в их прошлом и настоящем. Читатель почерпнет из них немало интересного. Так, «цветопостроение» (кстати, какое слово!) воронежского народного костюма обусловлено сложными историко-этническими причинами, отмечает историк искусства Светлана Толкачева.
А народные обрядовые традиции в воронежском варианте содержат много неожиданных подробностей, считает профессор ВГАИ Галина Сысоева, например таких, как «греть умерших предков» или «хоронить мушек-блошек».
Напустят страху и одновременно повеселят читателя ряженые, что стремительно «залетают» в избу и властно завладевают всем пространством. Об этом пишет доцент Татьяна Пухова в статье «Последний сноп».
Подчеркнем, что и ряжение, и воронежская игрушка таят в себе очень своеобразные мифологические и ритуально-мистические загадки. Разгадывать их и помогают авторы журнала «Подъём».
Среди статей о народной культуре и быте меня особенно заинтересовал материал Надежды Красиковой о художественных ремеслах Воронежской области. И керамическое, и ткацкое, и вязальное, и другое прикладное искусство нашего края не только живо поныне, но имеет глубокую и славную историю. Чего стоит только тот факт, что ковер одной из воронежских мастериц находится в Лувре, а кашемировая шаль была куплена для жены Наполеона. Последнее, даже если это и легенда, то весьма показательная для оценки качества работы воронежских мастериц.
Нельзя не согласиться с Михаилом Болговым (статья «На вечнозеленых лугах славянского рая»), что очень самобытны и воронежские глиняные игрушки, они «взывают к чему-то глубинному в душе».
Добавим, что этим свойством обладают не только игрушки, но и народная культура и искусство в целом, представленные в журнале разнообразно и интересно.
Научно-исследовательские материалы журнала «Подъём» №9 2010 года также связаны с народной жизнью и искусством в их прошлом и настоящем.
Алексей Коровашко анализирует заговоры в научном и художественном наследии В.Даля. Оказывается, необыкновенно ценя слово, последний, будучи доктором, отказывает ему в лечебной силе, относя ее на счет личности заклинателя.
Журнал достойно отметил важную дату – 100-летие народного поэта А.Т.Твардовского – статьей Ивана Щёлокова.
Литературоведческое перо автора можно охарактеризовать как лёгкое, стремительное, целенаправленное, что само по себе доставляет читателю эстетическое удовольствие. Статья результативна по мысли. Автор с исторических и теоретических позиций пересматривает негативную оценку стихотворений А.Т.Твардовского 30-х годов прошлого века, ищет и находит причины их жанрового синкретизма и внешнего схематизма, показывает путь лиризации и психологизации малых жанров по времени.
Суждения Ивана Щёлокова, несомненно, заинтересуют не только специалистов в области литературоведения, но и всех, имеющих отношение к поэзии.
Утрата народных корней и традиций грозит духовным обеднением человеку и обществу. Об этой истине говорят и журнальные публикации прозы и поэзии. В них сопряжено прошлое и настоящее. Вряд ли оставит читателя равнодушным живое слово поэта Валентина Нервина, ощущающего, что «жизнь пошла по новому пути». Но все-таки «равновесье держит бытие». Кому-то будет интересен и несколько тяжеловатый стих Андрея Шацкого на историческую тематику.
Подобным, то есть тяжеловесным, является синтаксис рассказов Юрия Гончарова и повести Олега Гукова «Без протокола». В гончаровском рассказе «Вот и всё» нет «равновесья» прошлого и настоящего.
Именно прошлая жизнь села – категория нравственная, ныне разрушаемая равнодушием и разъединением людей, даже в, казалось бы, благополучной семье. Мысль не нова. Но повторяющихся тем и смыслов в литературе немало. Сделать их интересными в художественном отношении может самобытный стиль. А его я как раз и не заметила.
В рассказе «Неположенный чудотворец» автор сталкивает реальную народную жизнь и бюрократизм власти, повествуя об этом в том же синтаксическом оформлении.
Повесть Олега Гукова «Без протокола» по мысли, сюжету и недостаткам повествования сродни рассказам Юрия Гончарова. В целом текст скучновато-тягучий. Хочется пропускать целые абзацы даже филологу.
А вот рассказы Василия Кравченко, Петра Черных и Сергея Чернова читаются легко и симпатичны неординарными поворотами сюжетов из народной жизни.
Автор: Надежда Копылова, доцент филологического факультета ВГУ.
Источник: «Коммуна», № 168 (25599), 16.11.10г.