«Я бреду по степной стороне…» Памяти Виктора Беликова

С Виктором Васильевичем Беликовым меня познакомила, а затем и сдружила районная газета, несмотря на разницу в возрасте. Я школьник, он студент. Оба учились, как в ту пору говорили, без отрыва от производства. Он учительствовал в сельской школе. Я на рядовых работах в колхозе. С начала 1960-х и шагали плечом к плечу. Радовались литературным успехам друг друга. Перешли трудиться на газетную ниву. И здесь были единомышленниками. А настала пора седины в бороду, вдруг разошлись, в творческой мастерской не сошлись взглядами, тихо-тихо. Наш городок Россошь невелик, но никто, пожалуй, не заметил случившегося «развода». Каждый из нас был по-своему прав и виноват. А в человеческом общении оба потеряли немало.

Прошлое не вернуть.

Недавно, второго июня, мой друг скончался на 84-м году жизни.

Вечная ему память…

Пишу это с поклоном.

Вечный покой…

 

В 2005 году к 65-летию Виктора Васильевича я написал о нём и его трудах небольшой очерк. Прочитал недавно, и все воскресло в памяти наяву. Кажется, времени было под силу исправить только единственное  — все это БЫЛО. Однако, если мы вспоминаем, значит, и ЕСТЬ.  Этот мой  рассказ о писателе, журналисте, активном общественнике Викторе Беликове предлагаю прочитать вам, потому что до последних своих дней он оставался со своим читателем – мыслями, строками, собственно, всей жизнью и всегда… И остался таким в нашей памяти.

 

* * *

 

Надеюсь, придет время, когда литературоведы-критики обратят взор на явление «провинциальной уездной литературы», её несомненно значимую роль в сбережении отечественной культуры в нынешнюю годину тяжкой смуты.

 

Ярким примером тому творчество талантливого и самобытного поэта, писателя, публициста Виктора Васильевича Беликова  из Россоши.

Его проза и стихи, публицистика и краеведческие очерки, поэтические переложения с украинского на русский язык хорошо знакомы и любимы читателями всей округи. Слово литератора звучало со страниц районных и областных газет, региональных журналов, альманахов и сборников. Беликов выступал на местном радио и телевидении, часто встречался непосредственно со школьниками и молодежью, с взрослыми. Он вел занятия в творческом клубе «Слово», выпускал литературно-художественную страницу «Причал» в газете «Россошь», участвовал в издании краеведческой «газеты в газетах» – «Поле слободское».

Недавно Виктор Васильевич издал часть своих многолетних литературных трудов в книгах «Тепло и боль земного бытия», «Охоты чудное мгновение», «Я встану на звездном пороге» и других. Они доброжелательно приняты читателями.

Наново перечитывая его «избранное», с чувством доброй зависти удивляешься, как сельский учитель и журналист целенаправленно и плодотворно, без устали трудился талантливым литературным пером на ниве просвещения и нравственного, духовного воспитания земляков.

Скажем, в повести «И в лихолетье светило солнце», в стихотворной лирике запечатлены радости и печали в жизни поколения ровесников, детей Великой Отечественной войны. Вроде бы частный случай. О том, как кормилицей семейной была старая швейная машинка – мать и себя, и ребятню обшивала, соседок выручала. Крестьянка не смогла в срок уплатить налог. Агент арестовал машинку и выставил ее на продажу в сельском магазине. Но односельчане поддержали, выручили солдатскую вдову в тяжкую минуту, никто не перекупил машинку. Пришлось ее вернуть хозяйке. Свет не без добрых людей – известную народную мудрость утверждает рассказчик. Луч той непозабытой доброты даже из далекого детства доходит к нам, согревает своим теплом. Веришь –

 

Как бы трудно тебе ни пришлось,

Этой жизни весенняя нежность

Победит и страданье, и злость.

 

Утверждает эту веру и мир родимой природы, о котором любовно писал автор. Он знал ее поразительные тонкости. Ведь не каждый из нас похвалится тем, что может в чащобе дубравы и на степном просторе угадать по голосу всякую птицу, назвать по имени каждую травинку. Виктору Васильевичу это было дано. Всю жизнь он терпеливо и любознательно постигал природу. Тихой радостью необычайных открытий в обычном, примелькавшемся глазу – он делился с нами. Приглашал удивиться серенькому воробью, стрекотунье-белобоке, трусишке-зайке серенькому и белой ромашке, редкостному горицвету, алому воронцу и седому полынку. Приглашал с тем, чтобы мы не просто были богаче знаниями, а еще и бережнее хранили то, что составляет красу нашего земного бытия.

Особо следует отметить участие Беликова в издании книги «Родюча земля» самобытного украинского поэта и писателя XX столетия Евгена Плужника. Евгений Павлович, уроженец нашего Воронежского края, в 30-е годы был незаконно осужден и скончался на лазаретной койке в Соловецком лагере. Его творческое наследие только возвращается к нам. Виктор Васильевич мастерски переложил на русский язык поэмы «Галилей», «Канев», лирические стихи. Его вклад замечен и отмечен в Москве и Киеве.

Вскоре после этого Виктор Беликов был принят в Союз писателей России.

Крестьянский сын, уроженец села Новопостояловка Россошанского района, – из детей войны. Отец погиб на фронте. Мама одна растила сына и дочку. Ребенка одолел недуг. Врачи в буквальном смысле поставили Виктора на ноги. Инвалид детства окончил Россошанский мясо-молочный техникум и филологический факультет Воронежского государственного университета. Более четверти века отработал учителем в родной сельской школе. Без малого полтора десятка лет трудился на газетной ниве в Ольховатской «районке».

Уж кто-кто, а Виктор Васильевич до глубины знал глубинку. О ней он честно и правдиво рассказывал землякам и как краевед-летописец, обращаясь к прошлой и текущей жизни отчины.

На его столе новые книги. Это воспоминания о друзьях-товарищах и медиках Павловского детского госпиталя-санатория, в котором в тяжкое послевоенное время спасали лекарствами, хорошим питанием, бережным уходом больных сельских ребят. Это история родной Новопостояловки и биография техникума, которые тоже дали ему «путевку в жизнь». Это рассказы о собратьях по перу – самобытных писателях и поэтах, художниках и певцах, музыкантах и мастерах прикладного искусства.

Кстати, сам Виктор Васильевич был одним из неистовых радетелей за сбережение народной культуры родимой воронежской Слобожанщины, организатором фестивалей Слободской культуры, активным участником литературно-музыкальных праздников «Воронцовая Русь», «Калитвянский причал», «Удеревский листопад» и иных. А главное – он писал стихи, в которых каждый из нас найдет родственные чувства.

 

Я бреду по степной стороне,

Ее верный и преданный сын.

Ее дивные песни во мне

От колыски до ранних седин.

Дорогая сторонка моя,

Неозорный прибой ковылей,

Разудалая трель соловья

И печальное «кру» журавлей.

Милых прадедов мудрая быль

И отцов обожженная жизнь

Не прошли, как дорожная пыль,

А навеки в душе улеглись.

Негодяи пустили на слом,

Что народ мой любил и берег.

Тот великий державный разлом

Через самое сердце пролег.

Как разбитое снова собрать,

Как умерить ретивых вождей,

Чтоб славян вековечная рать

Не увязла во зле и вражде?

Чтоб на ниве полей слободских

Прорастали лишь дружбы ростки,

Чтоб красоты просторов донских

Вызревали из каждой строки…

 

Все разностороннее творчество Виктора Беликова подтверждает уже не однажды сказанное: если суждено возродиться нашему многострадальному Отечеству, то оно уже восстает, воскрешается из порухи в провинции.

 

Петр Чалый,

член Союза писателей (Россошь)