МЫСЛЬ О ЧЕЛОВЕКЕ
- 18.12.2023
Ноябрьский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Михаила Остроухова (Тула) «Похищение Елены». Литературная игра поверх событий деревенской жизни и разумного устройства реальности, сочетание серьезной интонации и наивного русского абсурда – вот стилевые и интонационные приметы этого произведения с почти непредсказуемым сюжетом. Напротив, рассказы «Грезы» и «Этот мир» Виктора Кустова (Ставрополь) по-настоящему серьезны и исподволь склоняются к поиску смысла жизни. В них множество примет повседневности, однако эта сторона нашего существования – только фон, а главным содержанием становятся движения души, которая лирически мягко преодолевает течение минут и десятилетий.
Истории Валерия Платонова написаны с легкой и грустной иронией и посвящены жизненным коллизиям в маленьком провинциальном городке. Вернувшийся на родину писатель вдруг обнаруживает, что в литературных персонажах его книг местные жители узнают самих себя – едва ли не до портретного сходства. Старый свадебный обряд, теряя свое сокровенное содержание, превращается в балаган, хотя изначально все затевалось с самыми лучшими намерениями. Отзывчивый чиновник, в конце концов, становится виновен во всех смертных грехах. Картины глубинки кажутся искаженными, но на самом деле их сделало такими житье-бытье в отсутствии духа и важной, все превосходящей цели.
В определенной степени продолжают эту тему сюжеты Вячеслава Лямкина (Бийск). В них сходятся лицом к лицу персонажи традиционные и карикатурные, порожденные бессердечным российским капитализмом. В одном случае молодой рвач на лесоповале делает свою работу шустро, но кое-как и едва не губит поселковых мальчишек, которых самоотверженно спасает другой сельчанин, условно говоря, «правильный», традиционный, относящийся бережно к лесу и людям. Приехавшие на Рождество в деревню к бабке юные пустоголовые девицы неожиданно начинают игрища с сатанинской символикой. Но старуха, помня давний уклад, быстро пресекает шабаш, после которого в избе вновь становится чисто и свежо.
Сатирические рассказы авторов из Тамбова напоминают о малой прозе Чехова и изображают взаимные столкновения героев из разных общественных слоев, а также – маленького человека и инертной административной машины.
Поэтический раздел журнала включает в себя строки Никиты Брагина (Москва) и Виктора Брюховецкого (Ленинградская область), Марины Безденежных (Омск) и Виктора Хатюшина (Москва), Сергея Луценко и Геннадия Иванова (Москва).
Продолжая публикацию глав из книги Серегея Михеенкова (Таруса) «Писательская рота» о фронтовиках-литераторах, журнал знакомит читателей с очерками о замечательных поэтах Семене Гудзенко и Алексее Недогонове, большим материалом о творческой судьбе Константина Симонова.
Олег Фенчук погружается в сложный душевный мир Ивана Шмелева, влюбленного в русский обиход, православную веру и категорически не принимавшего коммунистическую власть в России. Житейский и профессиональный путь выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского – в центре статьи Любови Заварзиной. О стихотворениях Александра Орлова размышляет Виктор Петров (Ростов-на-Дону), подчеркивая их многомерность и устроение художественного пространства в соответствии с христианской иерархией вещей и смыслов.
Вклейки и обложка журнала составлены из работ Николая Стребкова в память об этом замечательном фотомастере. Портреты и жанровые снимки, природные и городские пейзажи проникнуты переживанием, их образность наглядна и современна. Мастер обладал поразительно зорким зрением и мгновенно из как будто обыденной мизансцены мог извлечь ее художественное ядро. В его фотографиях центральное место занимают человек или мысль о человеке, даже если сюжет посвящен чему-то иному. Наверное, это главное свойство художника, какой бы эпохе он ни принадлежал.
Сетевые партнёры журнала:
Сайт «Российский писатель»: www.rospisatel.ru
Сайт Союза писателей России: www.pisateli-rossii.ru
Газета «Коммуна»: www.communa.ru
Сайт «Культура ВРН»: www.culturavrn.ru