«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »

Литературный вечер, посвящённый 80-летию Ивана Евсеенко

В теплый августовский вечер в музее И.А. Бунина в Воронеже вспоминали замечательного воронежского писателя Ивана Евсеенко. Ему 2 августа исполнилось бы 80 лет… Здесь собрались писатели, коллеги, друзья Ивана Ивановича, пришла и его супруга Светлана Ефимовна.
Родился Иван Евсеенко на Украине, в Черниговской области Окончил Литературный институт им. А. М. Горького, с 1973 года жил в Воронеже. Работал в журнале «Подъём»: заведующий отделом прозы, главный редактор журнала. Литературной деятельностью занимался с 1961 года. Публиковался в коллективных сборниках, журналах «Наш современник», «Москва», «Новый мир», «Север», «Подъём» и др.
Иван Евсеенко автор более 15 книг повестей и рассказов, в том числе «Начинается осень», «Бревенчатый дом», «Крик коростеля», «Однодворец Калашников», «Пока печалятся колокола» (2008), «Затаив дыхание…» (2013). Многие его произведения переведены на иностранные языки и языки народов СССР.
Познакомившись с рассказами и повестями писателя, Валентин Распутин высказался так: «Мысли о русской и славянской душе, о её особенностях и питающих её корнях невольно приходят в голову, когда читаешь прозу воронежского писателя Ивана Евсеенко. Задумываясь над его героями, убеждаешься в том, что внешние, временные обстоятельства могут её, душу народную, накренить в ту или иную сторону, но не могут искоренить её основу, которая в сущности, в главном остаётся такой же, какой она была и сто, и двести лет назад».
Открыл вечер воспоминаний главный редактор журнала «Подъем», председатель регионального отделения Союза писателей России поэт Иван Щелоков. Он отметил, что Иван Евсеенко бы человеком с твердым внутренним стержнем, высказывался четко, жестко и давал понять свои оппонентам, что у него есть собственные взгляды на эту жизнь, и он не собирается подстраиваться под взгляды других. И возможно, поэтому из-за его такой убежденной позиции он был одним из лучших редакторов журнала «Подъем». Он многое сделал для того, чтобы издание пользовалось авторитетом и занимало свою тематическую и содержательную позицию. Произведения Ивана Евсеенко, отметил Иван Щелоков, пронизаны удивительной философской лирикой, иногда горькой, но с каким-то внутренним убеждением, что и это пройдет. Произведения писателя отличает глубокий взгляд на современную Россию, на людей, на те процессы, которые мы наблюдали в постсоветские годы.
Евгений Новичихин вспоминал, что Иван Евсеенко не любил игры в «классиков», когда люди бахвалились своими достижениями в литературе, не принимал он этого. Как-то на пленуме СП в Якутске к нему подошел якутский писатель, его сокурсник по Литинституту. И сказал: «Ваня, я вот останусь в якутской литературе. А ты?» Евсеенко всегда был острым на язык и ответил: «А я не останусь. Но в русской». Эта шутка сегодня наполнилась совсем другим смыслом. Конечно, писатель Иван Евсеенко останется в русской литературе: со своей темой, со своей манерой письма, характерной глубоким проникновением в психологию героев, в их чувства и переживания, проявляемые, на первый взгляд, в самых будничных житейских обстоятельствах. Его рассказы почти лишены занимательных сюжетов, но писатель умел подметить и показать внутренний мир своих героев с такой достоверностью, что идея каждого произведения становилась ясной и значительной.
Виктор Будаков вспоминал о первых публикациях Евсеенко в Воронеже в 1973 году, о том, как его поразил рассказ «Бревенчатый дом». И, конечно же, не мог не затронуть тему исторической родины писателя, как он тяжело переживал славянский разлад, произошедший после развала Советского Союза. Как смело высказывал свою точку зрения на происходившие в конце прошлого века события и на Украине, и в России, за что был неоднократно подвергнут несправедливой критике. «Это было мужество одинокого Ивана», так назвал эту позицию писателя Виктор Викторович, друживший с ним многие годы. Еще в начале 90-х Иван Евсеенко писал, что надвигается страшная катастрофа. Но до сегодняшнего дня не дожил, умер в 2014, увидев начало этой катастрофы.
Заведующий отделом прозы журнала «Подьем», писатель Сергей Пылев считает его своим учителем, вспомнив, как учился писательскому мастерству на примере рассказа Евсеенко «Петька».
Писатель Виталий Жихарев особо отметил, что была такая традиция у писателей того времени: литературное творчество они совмещали с умением работать руками. Отличался таким умением и Иван Иванович. Не потому что какие-то вещи нельзя было купить, просто он любил такой труд. И если в оценке себя как писателя он был скромен, а вот за то, что мог кирпич класть или что-то мастерить, он себя хвалил: да, могу. Это сказывалось его сельское детство, привитая с младых ногтей любовь к труду. Ко всему прочему, он любил и тонко чувствовал природу.
Руководитель студии «Современник», поэт Зоя Колесникова еще в 80-е годы принесла главному редактору журнала «Подъем» Ивану Евсеенко свои стихи. Он тут же прочел два стихотворения и сказал: «Главное, вы стремитесь думать. У вас встречаются мысли интересные. Старайтесь развивать это дальше». «Вечной моей читательнице» — так подписал ей свою книгу, зная, что Зоя Колесникова читает все его произведения. «Читала как великого писателя», — подчеркнула Зоя Константиновна, поставив Ивана Евсеенко в один ряд с Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым, Сергеем Залыгиным…
А молодые воронежские писатели Дарья Гузеева и Андрей Авраменков прочитали небольшие отрывки из произведений Ивана Евсеенко.
На вечере прозвучало обращение к его друзьям и коллегам от дочери Ивана Ивановича Светланы Карабут, присланное из Израиля. Вспоминала она о его необычайной работоспособности: Иван Иванович работал каждый день и писал свои обязательные три страницы. Учитывая плотность его текстов, глубочайший их смысл, понимаешь, что это серьезный труд, который под силу далеко не всем.
На вечере прозвучали песни в исполнении Сергея Олейника на стихи воронежских поэтов Ивана Щелокова, Валентина Нервина и Ольги Лукашевой.
Книги Ивана Евсеенко в Воронеже переиздаются, в магазине издательства Центра духовного возрождения есть том его повестей. Но хотелось бы, чтобы имя писателя было увековечено и в названии одной из воронежских библиотек, чтобы на доме, где он жил, появилась мемориальная доска, были изданы воспоминания о нем. «…От силы духа народа, нации в конечном счете зависит процветание или упадок страны», — писал Иван Евсеенко. И всем своим творчеством он способствовал возрождению и укреплению национального самосознания в самые нелегкие годы постсоветской России.

Текст: Людмила Шилина.
Фото: Александр Ткачев, Виталий Жихарев, Иван Щелоков.

«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »«МУЖЕСТВО ОДИНОКОГО ИВАНА... »