(473) 253 14 50
253 11 28

ЧЕЛОВЕК, РИСУЮЩИЙ МГНОВЕНЬЯ

Майский выпуск журнала «Подъём» открывается прозой, сюжетные линии которой связаны с Великой Отечественной войной. И даже если события происходят в 1950-х годах, память о страшной беде и скудость мирной жизни привязывают повествование к прошлому десятилетней давности. Удивительные по простоте слога и выразительности три маленьких рассказа о детстве Валерия Богушева публикуются под общим заголовком «Родина предков». Величавое название и безыскусный быт непротиворечиво сливаются в картинки русского эпоса, который мы начинаем осознавать в полной мере только сейчас.

Повесть Татьяны Грибановой (Орёл) «Всего дороже» – о военном лихолетье, о предвоенном времени, о судьбах, перемолотых кровавыми событиями. Приподнятая интонация, сказовый стиль в сочетании с жесткими деталями реальности делают это произведение необычным. Рассказы Александра Андреева и Сергея Чернова расширяют палитру минувшего, добавляют в нее очень важные черты и подробности. Детские истории Светланы Вьюгиной (Москва) обаятельны и добры, душа ребенка показывает нам, что мир может быть лучше, светлее, милосердней. И, напротив, в рассказе Нины Тонких «Зима», наполненном кафкианскими мотивами, действительность неприкрыто беспощадна к человеку.

Поэтический раздел номера включает в себя лирику Николая Беседина (Москва) и Анатолия Аврутина (Минск), Татьяны Шепелевой и Виктора Тихомирова-Тихвинского (Ленинградская область), Аллы Линёвой (Липецк), Анатолия Смышникова, Антонины Сытниковой (Орёл).

К 200-летию со дня рождения Николая Костомарова журнал публикует важную в духовном отношении работу выдающегося русского историка «Князь Владимир Святой».

В концептуальном эссе Александра Титова (Липецкая область) «Отец одиночества» исследуется восприятие прозы Андрея Платонова сегодняшним читателем. Этот автор был неудобен для оценки и обсуждения в 1930-х годах, не менее трудны платоновские сюжеты и для наших современников. Легко сделать писателя фигурой антисоветской, куда труднее –  понять, как в его творчестве воплощалась народная идея о справедливом и щедром мире. Только тогда кровь и смерть далекой эпохи окажутся сопряжены с бытийными смыслами, а мы, возможно, поймем, что собой представлял советский проект в действительности – без идеологических натяжек и марксистских схем.

В работе Павла Кренёва «Операция «Главный» подробно описывается участие чекистов в ликвидации руководителя тамбовского крестьянского восстания А.С. Антонова. Этот мятеж породила жестокость большевистской власти. Между тем, новое государство не могло оставить без внимания столь серьезный очаг народного сопротивления, и были задействованы все силы армии и ЧК для подавления крестьянской войны.

Большая статья Ирины Шейко (Краснодар) «Молодые традиционалисты: им есть что сказать» посвящена прозе Платона Беседина, Елены Тулушевой, Андрея Тимофеева и Андрея Антипина. Сохранение традиций реалистической русской прозы понимается критиком не только как условие дальнейшего развития отечественной литературы, но и как условие последующей жизни русского человека в узнаваемом и предсказуемом мире.

О проблемах современного детского спектакля идет речь в материале Людмилы Романовой «Когда я снова стану маленьким…» Сегодня подростковый театр почти вытеснил истинно детские постановки, в которых целостность мира являлась бы главной драгоценностью. Изъяны социума настойчиво проникают в пространство юного человека. Чтобы в душе у наших детей остался фундамент добра, искренности, веры и сочувствия, необходимо особенное внимание к творческим работам детских театров. Эта художественная территория должна быть окружена нашим вниманием и заботой.

Знаменательным событием стало открытие выставки воронежского живописца Ивана Борисовича Воронова. При жизни – скромный инженер-художник НИИ связи, теперь же он кажется пропущенным гением современного русского экспрессионизма. Его картины наполнены светом, а мазок видится властным ударом кисти мастера. Одухотворенность и свет – вот, пожалуй, две самые общие характеристики, которые можно дать этому миру красок и переживаний, перелива света и тени, перехода от реальности внешней – к внутренней затаенности, сосредоточенности. Михаил Николаенков в очерке «Человек, рисующий мгновенья» приводит мнения самых разных людей о живописи Ивана Воронова. И неизменно перед нами встает образ человека доброго, умного, знающего, что такое красота, и понимающего, как ее можно достичь в искусстве – ну, хотя бы отчасти…

Репродукции картин Ивана Воронова украшают журнальную вклейку и будто говорят нам: жизнь продолжается!