СТЕПНАЯ СВИРЕЛЬ

Августовский выпуск журнала «Подъём» открывается повестью Владимира Пронского (Москва) «Уходило спелое лето». Главный герой сюжета слывет на селе человеком, с которым нужно держаться осторожно – может сглазить, и потом хлопот не оберешься. Но постепенно выясняется, что он как будто находиться на особой примете у Бога, и всякая обида  отзывается его недоброжелателю десятикратно. Справедливая душа, Михаил  никому не желает зла, однако в действительности этот простой селянин становится элементом некоей удерживающей силы, которая спасает деревню от современного разгула корысти и жестокости. С его смертью мистический договор обыденного житья-бытья с Небом уступает место юридической казуистике и жизни по понятиям. И тогда понимаешь, что самое важное – в нравственном устройстве каждого, а буква закона должна знать свое скромное место.

СТЕПНАЯ СВИРЕЛЬРассказ Анатолия Санжаровского (Москва) «Дзыга» вроде бы о любви. Однако все происходящее перед глазами читателя несет на себе отпечаток сарказма – одного из главных чувств современности. И легкая печаль о том, что мы постепенно утрачиваем главные слова, становится основным воспоминанием об этом сюжете. Напротив, в двух историях Александра Титова (Липецкая область) лирическое настроение без боязни воспроизводится писателем. Курортный роман и первая влюбленность, характерные персонажи и курьезные ситуации – все это сопутствует глубинному переживанию персонажей, порой смущает их, но не разрушает искренние движения сердца.

Воспоминания выдающегося воронежского лингвиста Анатолия Ломова отличаются удивительной простотой слога и достоверностью. Мемуарная проза филолога превращается в явление собственно литературы. А образность речи позволяет повествователю воссоздавать художественные миры с редкой естественностью.

СТЕПНАЯ СВИРЕЛЬПоэтический раздел номера включает в себя лирику Нины Стручковой (Москва) и Валерия Черкесова (Белгород), Натальи Кожевниковой (Оренбург) и Геннадия Петренко, Валентины Беляевой и Игоря Лукьянова. Стихи участников Воронежского областного совещания молодых литераторов, состоявшегося в мае текущего года, вошли в коллективную подборку под общим названием «Степная свирель».

Эссе Ивана Щелокова «Здесь, однако, пробудем два дни…» отсылает читателя к короткому посещению А.С. Грибоедовым города Воронежа. В какой-то мере инсценируя размышления великого поэта и драматурга, автор сближает времена и нравы, характеры и облики персонажей давней и современной эпох. Исповедальные записки Владимира Крупина (Москва) «Русская мозаика» показывают без прикрас нынешнее время, притом стараясь отдать должное справедливости и христианскому терпению нашего народа.

СТЕПНАЯ СВИРЕЛЬСтатья Александра Евсюкова (Москва) «Художник сомнений» возвращает нас к конфликту Льва Толстого и православной церкви, которому посвящена книга протоиерея Георгия Ореханова. Многие важные детали подчеркиваются критиком, и давняя коллизия переносится из сугубо публицистического поля в духовное.

Эдуард Ефремов вспоминает встречи и разговоры с выдающимся натуралистом, ученым и писателем Леонидом Семаго. Поистине, он был частью природы, которую любил и изучал, к которой приобщал других людей. И словно продолжая разговор, далее следует материал молодого поэта и студента-географа Василия Нацентова о неразрывной связи поэзии и ландшафта.

СТЕПНАЯ СВИРЕЛЬРецензия Зои Колесниковой на книгу «Среди бывших и будущих ран…» о творчестве рано ушедшего Игоря Будакова знакомит нас с еще одним весомым литературным именем, которое беспощадная эпоха перемолола в своих жерновах, не позволив молодому стихотворцу превратиться в будущего мастера. Алексей Шорохов (Москва) представляет новый поэтический сборник Аллы Линёвой «По небесным протокам». По словам критика, главная особенность этой лирики заключается «в ее необыкновенной женственности и русскости».

СТЕПНАЯ СВИРЕЛЬ
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Летние сюжеты воронежских живописцев украшают вклейку и обложку журнала. Линия и цвет, масло и акварель, пейзаж и натюрморт, жанровые мизансцены… Многообразие мира и самобытность художника – вот  лейтмотив изобразительной панорамы, у которой есть и важнейшее внутреннее правило: любовь к родной земле и ее человеку.