меню

(473) 228 64 15
228 64 16

С высоко поднятой головой иду по родному городу…

Воронежский поэт Иван Щёлоков провёл презентацию книги «Город на лучах зари», которую специалисты назвали одним из лучших сувениров, рассказывающих о духовной красоте и богатстве Воронежа. 

Свою книгу Иван Щёлоков представил на площадке магазина «Амиталь» в рамках проекта «Субботний гость». Его ведущая – журналист Лариса Дьякова поздравила автора с выходом поэтической антологии, собравшей под одной обложкой стихи, объединённые общей темой любви к Воронежу. Иван Александрович, отложив на час свои заботы председателя регионального отделения Союза писателей России, а также главного редактора литературно-художественного журнала «Подъём», призвал гостей погрузиться в поэзию.  

Желающих прикоснуться к ней было много: товарищи по литературному цеху, начинающие поэты, журналисты, поклонники творчества известного воронежского поэта, – заполнили литературный салон.

Началось волшебство. Автор читал стихи, и тонкие, пронзительные строки уносили слушателей в прошлое Воронежа, заставляли переживать о его настоящем, заглядывать в будущее. Надо отметить, что Иван Щёлоков – прекрасный чтец, что среди поэтов встречается нечасто. Так же, как и его особенная черта – смотреть на предмет своей любви, в данном случае – Воронеж – глазами разных людей. К примеру, своих друзей, через призму восприятия которых мы видим, насколько разным и не похожим на себя может быть наш любимый город.

 

Мой город пробуждается легко,

Снимает сон, как маску лицедей.

И пьёт взахлёб речное молоко

Среди прохлад умытых площадей.

Ночной спектакль порядком утомил

Игрой в рекламу, пабы, фонари.

По куполам, по кружевам перил

Мой город скачет на лучах зари.

Он в этот миг похож на сорванца,

На юношу влюблённого. Мосты

Соединяют, как любовь, сердца,

Двух берегов знакомые черты.

Сверну к холмам с Чернавского моста,

Лебяжьим пухом льнёт к воде рассвет.

Воронеж мой, ты – счастье и мечта.

Иной судьбы у нас в запасе нет.

 

Рассказывая о том, как рождалась книга, Иван Александрович поблагодарил всех, кто тем или иным образом причастен к этому событию: художницу Ирину Ворошилину, разрешившую использовать репродукцию своей картины на шелке «Мой город Воронеж» для обложки книги, художника Сергея Налётова, мастера компьютерной вёрстки и дизайна Илью Вовчаренко. Отдельное спасибо было сказано коллегам по редакции «Подъёма» – Юрию Кургузову, Владимиру Новохатскому и Вячеславу Лютому, без совета с ними вряд ли книга получилась необычной по оформлению и формату. Сказал автор слова благодарности и коллегам по писательскому цеху – Виктору Будакову, Евгению Новичихину, Зое Колесниковой, Валентину Нервину и многим другим.

Иван Щёлоков вспомнил любопытный эпизод, как в 1994 году написал стихотворение «Город с вертолёта…», посвященное В.Будакову. Готовили к выпуску альбом о Воронеже, и для того, чтобы украсить его свежими городскими пейзажами, попросил командующего Западной группой погранвойск, базировавшейся в нашем городе, Бориса Ивановича Грибанова выделить группе авторов на два часа вертолёт. Тот не отказал. Впечатлениями от того удивительного сентябрьского полёта и сегодня полны строки автора книги «Город на лучах зари». И вместе с ними  мы – слушатели – уносились ввысь, наблюдали оттуда красоту скверов, площадей, храмов, старинных зданий и просто тихих улочек Воронежа.

 

Что знакомо, – непривычно,

Что привычно, вечно в нас.

Чтоб понять, зачем ты нынче,

Вознесись, поэт, на час!

В стихах, представленных в книге «Город на лучах зари», много чувств и мыслей, точно попадающих в нерв сегодняшнего дня. И то, что автор, шутя, прочитал одно из стихотворений в стиле рэп-батла, не просто маленькая шалость, а чуткое восприятие нашего времени. Да, оно такое – рваное, клиповое, с постоянно смещающимися акцентами.  Но оно – наше, и поэт его ощущает во всех красках, а общая их палитра получается яркой, сочной, жизнеутверждающей.

 К чему далее стремится поэт и публицист Иван Щёлоков? Об этом он поведал в финале поэтической встречи:

– Хочу  издать книгу публицистики, где будут представлены статьи, эссе, миниатюры, посвящённые нашим известным писателям и классикам русской литературы, – рассказал герой встречи. – Сейчас завершил эссе о Грибоедове. — И отметил: — Сегодня снова время его пьесы «Горя от ума». Обернитесь, и вы увидите, что нас по-прежнему окружают те же Фамусовы, Молчалины, Софьи Павловны, Скалозубы. Но самое интересное, трудное, манящее – так кто он, сегодняшний Чацкий? Думаю, что это единственный персонаж пьесы, который в различные исторические эпохи в России постоянно мимикрирует, превращается в совершенно новый тип человека. В какой? Об этом я расскажу в восьмом номере журнала «Подъём». А о том, что думаю о сегодняшнем мире, – в новой книге стихов, над которой сейчас работаю.

Наталья Столповская.

 

 

Евгений Новичихин

 

О ГОРОДЕ НАШЕЙ СУДЬБЫ

 

Мало найдется городов, о которых писали бы, как о Воронеже, такие литературные корифеи как Анна Ахматова, Игорь Северянин, Андрей Белый, Осип Мандельштам, Яков Шведов, Самуил Маршак и другие. Более того, наш город вдохновлял на яркие поэтические строки англичанина Алана Силлитоу, армянина Ашота Граши, испанца Хосе Мортеро, вьетнамца Ле Ван Няна, украинца Петра Ребро, грека Георгиса Велласа. Вряд ли ошибусь, если скажу, что стихи о родном городе есть и у каждого поэта-воронежца. Ну, или почти у каждого. Разбросанные по многочисленным сборникам, журнальным и газетным страницам, они своим разноголосьем показывают читателю яркие картины целого: любимого всеми нами города нашей судьбы. При этом, как это ни удивительно, отдельных поэтических книг о Воронеже, в отличие, кстати, от прозаических, практически нет. Вспоминается лишь «Воронежская поэма» Владимира Кораблинова да замечательная антология «Есть город в России…» – подвижнический труд ее составителя Станислава Никулина. Но кораблиновская поэма издавалась в середине прошлого века и сегодняшнему читателю вряд ли знакома. Никулинская же антология хоть и вышла сравнительно недавно и при этом – двумя изданиями (в 2004 и 2011 годах), но практически весь ее тираж ушел в библиотеки.

В свете сказанного понятно, что появление каждой новой талантливой книги стихов о Воронеже  не может не стать литературным событием и с самого начала возводит такую книгу в ранг изданий, которым суждена долгая жизнь. Думаю, что именно таким событием станет и только что вышедший в издательстве имени Е.А. Болховитинова сборник стихов Ивана Щелокова «Город на лучах зари».

При первой встрече город оценивают так же, как и человека, – «по одежке»: по его улицам  и площадям, скверам и паркам, храмам и памятникам знаменитым жителям, по другим зримым приметам. Таких примет в книге Ивана Щелокова предостаточно:

 

О, звон колокольный с холма

от Покровского храма!

Едва продираясь

сквозь шорохи листопада,

Биением сердца стучится

в оконную раму

В малиновом зареве кленов

Кольцовского сада.

 

Или:

 

Переулок Клинический,

До больницы – рукой…

Чей-то смех истерический

За калиткой глухой.

 

Чернавский мост и Детский парк, Петровский и Первомайский скверы, Чижовка и Отрожка, улицы Пушкинская, Манежная, Бучкури и переулок Пестеля, Успенская Адмиралтейская и Воскресенская церкви, памятники Кольцову, Никитину, Платонову и Маршаку, домик Бунина и музей Никитина, огромное Воронежское водохранилище и маленькая автостанция на улице Димитрова… И эти, и многие другие уголки города для поэта настолько родные, что, кажется, даже «дыханье от речки – твое!». Щелоков воспевает воронежские липы и каштаны, тополя, клены и сирень. И, конечно, людей города, среди  которых не только его знаменитости, но и простой народ, чья «жизнь естественно течет: злится, пьет, теряет, ищет, плачет, мучится, поет».

Но если читатель подумает, что Иван Щелоков создал нечто бравурное, патетическое, некий очередной «гимн городу», то он ошибется. Автор книги честен и перед самим собой, и перед своим читателем. Он пишет не только о радостном, но и о грустном, о тревожном, а в некоторых стихотворениях даже о трагическом. Иногда такая тревога может показаться не вполне достойной поэтического внимания (хотя она его – ох как достойна!):

 

С высоко поднятой головой

иду по родному городу.

Чувство одно:

переполняет страх,

Не слетит ли с карниза сосулька

на голову.

 

А трагическое – и для Воронежа, и для страны, и для каждого воронежца – в нашем сравнительно недавнем прошлом:

 

Время инфляции, время инфарктов…

Кто из нас выдюжит – ты или я?

А на аллеях Кольцовского парка

Золотом чистым горят тополя.

 

В сумму какую сердцам обойдется

Щедрый на редкость для всех листопад?

Медной копейкой над городом солнце

Медленно катится в дымный закат.

 

Поэта, конечно же, не менее, а более денежной инфляции беспокоит инфляция веры в справедливость, в будущее, без которой люди становятся отверженными: 

 

Сверкнула жизнь, как луч безумной мысли,

И высветились в тайнах бытия

Минувший век, Воронеж, крах Отчизны

И перестроечная молодость моя.

 

Лишь жгучий стыд за слепок от подошвы

На глине у вчерашней колеи,

За век, в котором ты родней не больше,

Чем в Африке донские журавли.

 

А разве легко найти согласие в собственной душе, если был «век мой белый, век мой красный, весь в бореньях поседелый», если «прадед был кулак-раскольник, дед – партейный, председатель»?

 

В революцию, как в небо,

Вместе с памятью вплываю…

Век прошел, а мне бы, мне бы

Примириться как – не знаю.

 

И все-таки в других стихотворениях поэт находит ответ на вопрос о примирении в своей душе. Оно в том, чтобы «сострадать и помнить добро». «Я выбираю сердце!» – восклицает он в стихотворении «Мой выбор». О таком же выборе он мечтает и для любимого города:

 

Стройной девочкой в праздничной кофточке

Воскресенская церковь мила и светла.

И у Бога прохожий тихонечко

Просит град уберечь от гордыни и зла.

 

Человеку, выбравшему сердце, разумеется, не обойтись и без любви, в которой «…только ты и моя меж фасадов фигура. Только я и твое в напряженье лицо…» Ну а любовь к городу проходит через всю книгу:

 

На лугу росинку тронешь –

Отразишься в капле вся:

Гордым именем Воронеж,

Звонкой трелью соловья.

 

Быть в любви к тебе нескромным

И навязчивым  боюсь.

Я, земля, твоим просторам

Лучше в пояс поклонюсь!

 

Отмечу и то, что книгу приятно взять в руки, потому что выглядит она очень интеллигентно. Такой делают ее и репродукция картины Ирины Ворошилиной на обложке, и работы художника Сергея Налетова, и компьютерный дизайн и верстка Ильи Вовчаренко, и прекрасное полиграфическое исполнение с симпатичной ленточкой-закладкой. И сегодня, и в будущем сборник Ивана Щелокова «Город на лучах зари» – замечательный подарок как воронежцам, так и гостям города.