Не погрузить себя в беспамятство

Ключевой публикацией августовского номера журнала «Подъём», несомненно, является  повесть замечательного прозаика Ивана Евсеенко «Работник». Произведение написано в первой половине 2009 года и посвящено памяти Евгения Ивановича Носова, учеником которого считал себя писатель. Несмотря на то, что Ивана Ивановича нет с нами с декабря 2014 года, редакция журнала бережно хранит папку с рукописями Евсеенко. Это замечательное литературное наследие из нескольких лирико-философских повестей писатель лично принес в «Подъём» года за два до своей кончины, и мы условились, что редакция по мере необходимости будет публиковать произведения из этой папки на страницах журнала.

Не погрузить себя в беспамятствоМногие произведения, написанные Иваном Евсеенко в 2000-е годы («Пока печалятся колокола», «Ранней зарёю, вечерней порою», «Затаив дыхание», «Петр и Февронья», «Не вечерняя заря спотухала», «Трясина» и др.) впечатляют неспешностью авторского стиля, житейской мудростью и глубиной мысли; красотой русской речи и тончайшими душевными переливами в ощущениях героев; светлую, почти божественную печаль и веру, что человек, впитавший в себя силу родной земли, обязательно выстоит в новых трудностях, которые уготовило ему нынешнее время. В свое время предельно точно высказался о прозе И.И. Евсеенко Валентин Распутин: «Мысли о русской и славянской душе, о ее особенностях и питающих ее корнях невольно приходят в голову, когда читаешь прозу воронежского писателя Ивана Евсеенко. Задумываясь над его героями, над их сознательными и бессознательными поступками и над тем, когда, в какой грани сознательное переходит в бессознательное, размышляя о жизни этих героев в природном и вещественном мире, еще раз с удовольствием, словно это не литература, а бессомненное доказательство, убеждаешься в том, что внешние, временные обстоятельства могут ее, душу народную, накренить в ту или иную сторону, но не могут искоренить ее основу, которая, в сущности, в главном остается такой же, какой она была и сто, и двести лет назад, и какой, шлифуясь по пути, продолжается она для конечных целей».

Прозаический раздел восьмого номера представлен также повестью Сергея Кочукова (Тамбов) «Лешка Урюпин, мой друг…», рассказами Евгения Эрастова (Нижний Новгород) и Елены Клементьевой (Белгород).

Не погрузить себя в беспамятствоНеобычайно широк географический и эстетический спектр поэзии. Спокойный, умиротворенный тон стихов Николая Рачкова (Тосно, Ленинградская область) соседствует с жарким, публицистически острым слогом Людмилы Бахаревой, поэтическую подборку которой в «Подъёме» анонсирует давний друг и коллега поэт Михаил Каменецкий. Взволнованный тембр стихов Андрея Фролова (Орел) перекликается с многоголосьем поэтических строк Валентины Поликаниной (Минск), Андрея Румянцева (Иркутск), Игоря Муханова (Республика Алтай), Игоря Лукьянова (Борисоглебск).

Не менее разнообразен литературоведческий и литературно-критический раздел. Это и очерк жизни и творчества И.А. Бунина Аллы Новиковой-Строгановой (Орел) «Исполнить долг, возложенный Богом», и заметки Виталия Даренского (Луганск) «Наука встреч и расставаний» о поэзии М.Л. Матусовского, и статья Леонида Ханбекова (Москва) «Зеркало эпохи растеряевщины» о прозе Алексея Яшина. И вполне логично, что тему литературы, ее влияния на общество, поколение, конкретную личность на журнальных страницах завершают полемические размышления Василия Дворцова (Москва) «Красота и чистота родной речи», в которых автор аргументирует свою точку зрения о том, почему в современной российской школе важно начинать изучение русской литературы с церковнославянского языка.

Не погрузить себя в беспамятствоСегодня мир рискует погрузиться в беспамятство. Важно помнить о жертвенности предков во имя мира и созидания,  а ветеранам – чаще рассказывать современной молодежи о годах своей юности, когда мерилом счастья и успеха были не только деньги, но и светлые идеалы, в которые искренне верили дедушки и бабушки. Именно об этом идет речь в публикации, подготовленной Владимиром Новохатским, «Ставшая легендой». Это своего рода коллективный портрет легендарной советской разведчицы Валентины Довгер, жизни и подвигу которой была посвящена отдельная научно-практическая конференция, и в воспоминаниях Елены Яковлевой «Друзей моих прекрасные черты» о годах комсомольской юности и развитии пионерского движения в Воронеже в 60-х годах прошлого века.

Обложку и книжный блок восьмого номера журнала «Подъём» украшают цветные копии картин профессионального живописца, члена-корреспондента Академии художеств России, преподавателя Воронежского художественного училища, члена Союза художников России Ирины Токаревой. Она участник и лауреат многих всероссийских и региональных выставок. Ее картины находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России, Украины, США, Испании.

Не погрузить себя в беспамятство