меню

(473) 228 64 15
228 64 16

К 85-летию воронежской писательской организации

Продолжение публикации помесячной  хроники местных  литературных  событий 1934 года, предшествовавших Первому съезду союза советских писателей и последовавших вслед за ним.

АВГУСТ 1934

*** Бюро Воронежского обкома ВКП(б)  дало добро на открытие  областной конференции союза советских писателей  7 августа. Судя по примеру других республик, краёв и областей, где к этому времени уже прошли аналогичные съезды и конференции без участия первых лиц партийного руководства, в Воронеже также не предусматривалось общения Иосифа Варейкиса с делегатами и гостями конференции. Возможно, что соответствующие инструкции поступили из Москвы.Было объявлено, что Варейкис во время  писательского форума будет находиться в краткосрочном отпуске.

 

***  Воронежский областной оргкомитет ССП направил приглашения на конференцию известным советским писателям Всеволоду Иванову, Александру Серафимовичу, Алексею Новикову-Прибою, Василию Ильенкову, Михаилу Кольцову. Ранее Варейкис лично пригласил Фёдора Панфёрова.

 

***  Местом  проведения  областной писательской конференции объявлен Дом санитарной культуры – одно из лучших в Воронеже общественных зданий с прекрасным залом на углу улиц Чайковского и Фридриха Энгельса (до революции здесь размещалось Дворянское собрание; в годы Великой Отечественной войны оно было разрушено, — прим. ред.). Открытие назначалось не на рабочее время, а на 7 часов вечера. Число делегатов конференции – 120, гостей – 400 человек.

 

*** 5 августа в Воронеже прошло  городское собрание комсомольского актива, посвящённое вопросам советской литературы и предстоящему Первому Всесоюзному съезду советских писателей.

     Докладчиком на собрании был Лев Плоткин. Он подробно охарактеризовал «громадный рост литературы за два года, прошедшие после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

В своих выступлениях молодые рабочие Загородников (завод им. Ленина), Ключников (завод им. Калинина), Каптеров (завод СК-2), студент госуниверситета Гинзбург, редактор «Молодого коммунара» Тюрин и сотрудник этой газеты Певнев подвергли местных писателей критике за слабое внимание к комсомольской тематике.

Взявший слово в завершение собрания ответственный редактор журнала «Подъём» Максим Подобедов с критикой согласился и призвал писателей установить не эпизодическую, а постоянную связь с комсомолом.

   Затем Ольга Кретова прочла отрывок из своей новой повести о комсомоле завода СК-2.

    Собрание приняло   текст открытого письма Первому Всесоюзному съезду советских  писателей.

 

***  С начала августа «Коммуна» завела рубрику «Писатели Воронежской области». До открытия конференции небольшие публикации с портретами посвящались Ольге Кретовой, Леониду Завадовскому и  Михаилу Кирееву. В них приводились биографические сведения о писателях, анализировалось их творчество. Тексты содержали не только похвалу, но и критические замечания.

Кретова названа «одним из самых даровитых» молодых писателей, выросших на областной литературной почве. Её покритиковали, среди прочего, за  то, что она «недостаточно тщательно обрабатывает фразу» (в пример приводится фраза такая:«Антон отсунул бабу и решительно зашагал к своему гумну»).

Завадовскому, этому «уже сформировавшемуся мастеру художественного слова», заметили, что у него человек часто описывается «как  животное, скованное железным кругом  борьбы за существование».

«Осторожный, вдумчивый писатель, который тщательно взвешивает каждое слово, каждую деталь», — так «Коммуна» представила Киреева, у которого тоже нашлись недостатки: неумение разработать свою большую тему, его рассказы являют собой как бы иллюстрации к «тезисам учебного обществоведения о переделке вчерашнего единоличника в колхозника».

 

***  6 августа «Коммуна» вышла с редакционным обзором  «Как в «Молодом коммунаре» стригут и бреют молодых поэтов». В обзоре содержится довольно резкая критика  статьи «Поэты области», напечатанной в «МК» 17 июля. Публикация названа «опытом критической пародии». В ней, пишет «Коммуна»,  нет «ни грана  подлинной, грамотной критики.  Критические оценки состоят из набора претенциозных фраз, достоинством которых является отсутствие в них всякого смысла».

    Уже в следующем номере «Коммуна» опубликовала короткий ответ на критику:

    «Редакция газеты «Молодой коммунар», обсудив обзор газеты «Коммуна», подвергающий критике статью тов. Данилова «О поэтах области», признает крупной ошибкой помещение этой статьи, неправильной и вредной по своему содержанию, сводящейся по существу к огульному охаиванию творчества молодых поэтов области без серьёзного критического анализа их творчества, и невежественной по своей форме».

 

***  7 августа в торжественной обстановке открылась конференция союза  советских писателей Воронежской области.

 «Нигде и никогда в прошлом не пользовалась художественная литература таким почётом, как в нашей стране, — заявил во вступительном слове председатель областного оргкомитета ССП Александр Швер. – На западе в капиталистических странах есть осыпаемые всеми благами знаменитости. Но это только немногие, единицы. У нас живейшим вниманием и заботами окружены  все писатели, весь молодняк, которому помогают расти и учиться.  В Советском Союзе литературным движением руководит партия во главе с любимейшим вождём товарищем Сталиным.   В Советском Союзе писатель органически связан с массами».

    По традиции того времени делегаты конференции избрали почётный президиум в составе членов политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря обкома ВКП(б) Иосифа Варейкиса, председателя облисполкома Евгения Рябинина, писателей Максима Горького и Александра Серафимовича, французского писателя Анри Барбюса, лидера немецких коммунистов Эрнста Тельмана.

    Рабочий президиум конференции был проголосован в составе: председатель облисполкома  Рябинин, секретарь обкома ВКП(б)  Ярыгин, заведующий отделом культуры и пропаганды ленинизма обкома партии Генкин, Швер, начальник политотдела Битюгского совхоза Горбаченко,  писатели Панфёров, Ильенков,  Завадовский,   Плоткин,  Кретова, Подобедов, Задонский,  художник Нестеров, представитель писателей Курской области Ветрова.

      Приветствуя делегатов и гостей конференции, секретарь обкома партии Ярыгин сказал:

    «Наш писатель говорит с миллионами. В наших условиях литература является активным средством борьбы за социалистическое строительство и переделку сознания людей».Оратор обозначил насущные задачи художественной литературы и цели писателей Воронежской области, призвал их правдиво описывать действительность, исходя из основ социалистического реализма, но и заглядывать в будущее. 

    Обратился к собравшимся также рабочий завода имени Тельмана Старых.

    По предложениям, поступившим в президиум,  решено направить приветственные телеграммы в адрес Иосифа Варейкиса и Максима Горького. Их тексты, заранее подготовленные оргкомитетом, были озвучены и утверждены голосованием.

    В телеграмме  Варейкису говорилось следующее:

   «Дорогой Иосиф Михайлович!

    Писатели Воронежской области шлют вам сердечный привет. Мы очень ценим ваше внимание, заботы и горячее участие в воспитании молодых писателей Воронежской области. Ваши критические указания  оказывают нам неоценимую помощь в нашей работе.

    Мы обещаем вам со всей большевистской страстностью бороться за овладение литературным мастерством, за создание полноценных произведений о красочной, многогранной жизни и борьбе нашей социалистической родины».

   Затем слово было представлено Льву Плоткину.  Свой доклад «О литературном положении в Воронежской области» он начал  с опровержения фразы «реакционера» Замятина, некогда сказавшего, что у русской литературы теперь, после революции, одно будущее – её прошлое. Действительность«показала, какие творческие силы, какие огромные родники творческой энергии разбудила революция. Социалистический строй создал почву для подлинного расцвета литературы».

Плоткин заявил, что воронежская литературная организация доказала свою жизнеспособность. Лучшим её показателем является обилие художественной продукции, выпущенной только за последние два года.  Это три книги Подобедов, книжки Кретовой, Булавина, Романовского, Пескова, сборник стихов Покровского, повесть Прудковского. Общий тираж этих книг превысил 100 тысяч экземпляров. Кроме того, драматурги во  главе с Задонским выпустили тиражом в 128 тысяч экземпляров массовые пьесы для рабочих и колхозных самодеятельных театров.

   «Но мы собрались не на юбилейный парад, — заметил докладчик. — Конференция должна стать трибуной самокритики и помочь осознать недостатки и слабые стороны, чтобы преодолеть их и двинуться вперёд. В чём же эти основные недостатки?»

     Первым из них Плотин назвал «плохой показ величайших социальных сдвигов, изменивших убогий русский быт, и всей этой правды новой жизни». Да, есть кое-какие яркие вещи. Например, сборник рассказов «На передней меже» Подобедова, «Выбор» Кретовой,  повести Прудковского о колхозе и бригаде. Но всё это ещё далеко не то. Целый  ряд авторов держится в стороне от центральных тем. Вот Песков. Очень талантлив. Умеет описать природу и её ощущение. «А там, где приходится ему говорить о людях, чувствуется сбой, неверие в человека. Это для молодого писателя опасный симптом».

Неплохо могут писать о прошлом Романовский, Сергеенко, Киреев, Но срываются, когда надо показать нового человека.  Это неумение яркими красками   рисовать новый быт, а главное – новых людей, по мнению Плоткина, и есть главный недостаток местной литературы.

    Второй была названа проблема художественного мастерства. У многих авторов бедна речь, наблюдается бюрократизация языка. Приводится пример из рассказа Сергеенко: «Собственно говоря, председатель не надеялся своим разговором добиться от Петра Савельича непосредственных результатов». Так пишут чиновники, укорил автора Плоткин.

    Следующий недостаток – обеднение типов. Пушкин различал два типа: мольеровский    и шекспировский. Мольер, если, например, речь шла о лицемере, не придавал ему никаких других качеств. У Шекспира герои наделялись целым рядом даже противоречивых качеств, что свидетельствовало о сложности человека. Нашим писателям, советовал Плоткин, надо следовать именно английскому мастеру слова, его методу. Мир надо отображать во всех проявлениях, радостях и печалях. Ведь человек живёт не только от 9 часов утра до 4 вечера, но и от 4 до 9. Он живёт не только у станка…

      Следующим изъяном  было названо «принципиальное середнячество». Это когда в героях у наших писателей люди средние, незаметные. «В наши дни нужно как раз наоборот: если хочешь дать полную энциклопедию жизни – не проходи мимо людей, плывущих в Арктику. Нужно, — посоветовал докладчик, — писать о героях в промышленности, технике, в науке, сельском хозяйстве».

     О делах на воронежском  поэтическом фронте Плоткин сказал вкратце, отметив, что поэзия и поэты отстают от прозы и прозаиков. Были названы со знаком плюс только имена Покровского и Рыжманова, «но и у них  ещё много изъянов».

     Свой доклад Плоткин завершил такими словами:

   «Наша область имеет ядро более или менее квалифицированных писателей. При той помощи и том внимании, которое оказывает писателям партия, наш обком ВКП(б) во главе с товарищем Варейкисом, можно быть уверенным, что со своими задачами воронежские писатели справятся».

     Второй день конференции начала заместитель председателя областного комитета ССП Ольга Кретова. Её доклад посвящался массовой работе с начинающими авторами.

   «Наша область при сравнительно небольшом числе, так сказать, апробированных писателей очень богата литературным молодняком, который группируется, в основном, вокруг журнала «Подъём». Читатели уже знают бывшего партизана Мисюрева, тамбовского рабочего Дорошина, колхозника Леонтьева, поэта Орловского, в своё время прошедшего школу на строительстве Беломорканала.  Не менее 200 рукописей  получила и разобрала редакция  журнала. Только в этом году 1000 человек была охвачена литературными консультациями».

     Далее Кретова высказалась о том, что сдерживает рост литературного молодняка. Это излишняя самоуверенность и переоценка своих сил у только что начавших писать кружковцев: «Рано возомнив себя талантами, они подчас перестают учиться и быстро сходят со сцены. Часто в редакцию поступают очень слабые тексты, авторы которых надеются, что их поправят опытные писатели. Молодняк ещё мало работает над языком и деталями».

    Выступившие в прениях по докладам Плоткина и Кретовой преимущественно говорили о проблемах руководства литдвижением на территории области, качества произведений, литературной критики, воспитания творческой смены.

   Так, делегат из Мичуринска Лубин заметил, что «общий уровень масс резко повысился, а язык местной прозы и поэзии по-прежнему остаётся грубым. Нам, писателям, принадлежит большая роль в повышении культуры речи».  Лубин предложил организовать областной конкурс пьес и призвал драматургов  к сотрудничеству с артистами.

    Работник Кантемировского политотдела Щербаков указал на отсутствие серьёзной литературной критики произведений молодых авторов, а периодическая печать их не рецензирует. Участница конференции Горгасова добавила, что писатели совершенно упускают из виду маленьких читателей и, если не считать книгу Дьякова «Герои Каракумов», не дали ни одного произведения для детей.

 

***  Из отчёта газеты «Коммуна» о втором дне работы конференции известно, что в прениях по докладам Плоткина и Кретовой выступили также  Ермаков, Покровский, Тюрин, Алексеев, Подобедов,  Коробков, Калецкий и Горбаченко.

    С большой речью выступил  Фёдор Панфёров. Он кратко охарактеризовал  работу всесоюзного  оргкомитета союза советских писателей  и далее коснулся «наиболее трепещущего для советской литературы вопроса – о языке и стиле литературных произведений: «Наш язык зачастую ещё очень  беден и немощен потому, главным образом,  что мы мало изучаем жизнь, мало изучаем те колоссальные сдвиги, которые происходят на наших глазах в экономике и сознании людей. Надо по настоящему и вплотную подойти к жизни. Я уверен, что воронежские писатели справятся с этой задачей».

    Конференцию приветствовала группа ударников Битюгского свеклосовхоза. Ударница-доярка Рогочинская, работница Потапова, представитель ИТР совхоза Ярцев сообщили о крупных победах, одержанных совхозом в текущем году, и выразили надежду, что писатели Воронежской области  отразят в своих произведениях работу и быт ударников сельского хозяйства.

     Затем делегаты приступили к решению организационных вопросов. Единогласно было избрано правление союза советских писателей Воронежской области в составе:

   — члены правления: АлександрШвер (председатель), Ольга Кретова, Лев Плоткин;

   — кандидаты в члены правления: Леонид Завадовский, Михаил Киреев.

     В состав ревизионной комиссии областного ССП вошли: Максим Подобедов, Михаил Булавин, Николай Задонский.

   Редакционную коллегию журнала «Подъём» конференция утвердила в составе: Сергей Елозо,  Комаров, Максим Подобедов,    Леонид Завадовский,  Лев Плоткин.

    Делегатами от Воронежской писательской организации на Первый Всесоюзный съезд советских писателей были избраны: 

   — с решающим голосом: Александр Швер, Леонид Завадовский, Ольга Кретова, Лев Плоткин; с совещательным голосом: Максим Подобедов,  Михаил Киреев, Владимир Алексеев.

    На закрытии конференции выступил председатель правления союза советских писателей Воронежской области Александр Швер:

   «Лучшими нашими резолюциями станут будущие произведения воронежских писателей. Наша конференция дала огромную зарядку, которая поднимет творческие силы писателей и это не замедлит сказаться на новых полноценных художественных произведениях. Я уверен, что писатели Воронежской области оправдают те надежды, которые возлагает на художественную литературу  наша большевистская партия».

 

 

***  Открытие Первого  Всесоюзного съезда советских  писателей было вновь отсрочено, правда,  на сей раз только на два дня. Он начал работу 17 августа и завершился 1 сентября. 

За это время прошли 26 заседаний, на которых были заслушаны и обсуждены доклады Максима Горького о советской литературе, Самуила Маршака о детской литературе, Карла Радека о современной мировой литературе и задачах пролетарского искусства, Валерия Кирпотина, Николая  Погодина, Владимира Киршона о советской драматургии, Николая  Бухарина о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР, Владимира Ставского о литературной молодежи страны, Кузьмы Горбунова о работе издательств с начинающими писателями, Павла Юдина об уставе союза советских писателей. Было проанализировано состояние литературы в национальных республиках.

 

***   Разнообразным был жанровый состав участников писательского форума: прозаиков насчитывалось около 33 процентов, поэтов — 19,2, драматургов — 4,7, литературных критиков — 12,7, очеркистов — 2, журналистов — 1,8, детских писателей — 1,3 процента.

      На съезде были представлены писатели и поэты 52 национальностей страны, в том числе русские — 201 человек, евреи – 113, грузины -28, украинцы — 25, армяне — 19, татары — 19, белорусы — 17, узбеки — 12, таджики – 10 человек  и т.д. Самыми представительными были писательские делегации Москвы — 175 человек, Ленинграда — 45, Украины — 42, Белоруссии — 26, Грузии — 30, Армении — 18, Азербайджана — 17, Узбекистана — 16, Таджикистана — 14.

      Средний возраст делегатов – 36 лет.  Воронежские здесь выглядели так: самый старший – Завадовский, 46 лет. Далее идут Подобедов, 37, Швер, 36, Алексеев, 35, Кретова и Киреев, им  по 31 году, и Плоткин, 28 лет.

      На съезде присутствовали 40 иностранных писателей, в том числе Луи Арагон, Мартин Андерсен Нексе, Жан-Ришар Блок, Вилли Бредель и другие. Некоторые из них выступили в прениях.

 

***   Среди проблем, поднятых  А. М. Горьким  в своем докладе, значительное место было отведено задачам советской литературы. В частности, он подчеркнул, что она не может похвастаться умением творчески подходить к анализу жизни. Запас впечатлений, количество знаний литераторов не велик, и особенной заботы о расширении, углублении его не чувствуется. Основным героем советской литературы должен стать человек труда. Литераторы должны уделять больше внимания детям, советским женщинам, истории своей страны.   Говоря о союзе писателей, Горький подчеркнул, что он (союз) должен поставить задачу не только защищать профессиональные интересы литераторов, но и интересы литературы в целом. Союз должен в какой-то мере взять на себя руководство армией начинающих писателей, должен организовать ее, учить работать с литературным материалом. Отсюда понятен тезис Горького: советская литература должна быть организована как единое коллективное целое, как мощное орудие социалистической культуры.

    Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей  Жданов  призывал писателей овладевать так называемой техникой литературного дела, собирать, изучать, критически осваивать литературное наследие прошлого, бороться за культуру языка, за высокое качество произведений.

Илья Эренбург остро поставил вопрос о литературной критике. Она, по его мнению, заносит писателей либо на красную, либо на черную доску, меняя при этом с легкостью положение литераторов. «Нельзя допускать, — утверждал Эренбург, — чтобы литературный разбор произведений тотчас же влиял на социальное положение писателей. Вопрос о распределении благ не должен находиться в зависимости от мнения критика. Нельзя… рассматривать неудачи и срывы художника слова, как преступления, а удачи — как реабилитацию». Резко прозвучала мысль о том, что писатели не ширпотреб, нет такой машины, которая позволяла бы изготовлять писателей сериями. Нельзя подходить к работе писателя с меркой строительных темпов. Тем самым Эренбург нанес удар по расхожему мнению о том, что литератором в советской стране может стать любой человек, освоивший технику писательского труда. По его мнению, создание художественного произведения дело индивидуальное, … интимное, а литературные бригады останутся в истории советской литературы как живописная, но краткая деталь юношеских лет.

     Лидия Сейфуллина заметила: «Советская власть лелеет писателей, как нигде, и они уже привыкли к этому. Писатель не прочь и корректуру своих произведений возложить на Политбюро. Со всякой мелочью мы привыкли обращаться к партии и правительству и ждать, чем нам помогут. Мы не ищем новые имена…У нас вообще нет критики. Писатели должны создать для себя ответственную критику, должны обороняться, если она безответственна».

 

***  В качестве единственного художественного метода на съезде признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были включены в принятый съездом Устав Союза писателей СССР.

     Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность (подчинение литературы и искусства принципам идеологии и политики).

 

***   Из воронежских делегатов никто не избирался в состав президиума съезда, секретариата, мандатной и редакционной  комиссий. Не было их в числе выступавших.

    Воронежская пресса работу  писательского форума освещала информационно. «Коммуна» полностью напечатала речь  Жданова на открытии съезда, с некоторыми сокращениями – доклад Горького, доклады Радека и Маршака.

В докладе Горького упоминался в положительном ключе  Воронеж:  здесь (и ещё в нескольких центрах регионов) издаются книги и альманахи с произведениями местных молодых литераторов.

Съезд завершился избранием правления союза советских писателей во главе с Горьким.

 

НА СНИМКАХ:

 

Дом санитарной культуры, в котором 7 — 8  августа 1934 года проходила Воронежская областная конференция союза советских писателей;

 

«Литературная газета» с материалами об открытии Первого Всесоюзного съезда советских писателей;

 

Москва. У Дома Союзов 17 августа 1934 года;

 

Воронежские делегаты съезда писателей с правом решающего голоса: Александр Швер, Леонид Завадовский, Ольга Кретова, Лев Плоткин.