меню

(473) 228 64 15
228 64 16

К 85-летию воронежской писательской организации

23 апреля 1932 года  вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».  Согласно этому документу,  ликвидировалась  действовавшая на тот момент ассоциация пролетарских писателей.  Взамен надлежало «объединить   всех   писателей,  поддерживающих  платформу Советской   власти  и  стремящихся участвовать  в  социалистическом  строительстве,  в  единый  союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём». 

     Сразу после опубликования постановления  был создан оргкомитет Союза писателей под председательством Максима Горького. На него возлагалась подготовка Первого съезда союза советских писателей.

Максим Подобедов

     Под структурой,  деятельность которой прекращалась, имелось в виду Всероссийское объединение ассоциаций пролетарских писателей  (ВОАПП). Костяк её составляла  возникшая ещё в 1925 году Российская ассоциация (РАПП).   В неё входили и воронежские рапповцы. С момента образования Центрально-Черноземной области  (1928 год)   работало правление  регионального РАПП  под руководством  писателя Максима Подобедова. На страницах местных газет, альманахов, коллективных сборников, а потом —  с 1931 года — и журнала «Подъем» мелькали имена рапповцев — самого Максима Подобедова, прозаиков  Леонида Завадовского и Петра Прудковского,  очеркистки Ольги  Кретовой,  литературного критика  Леонида Плоткина, поэта   Григория Рыжманова,  целого ряда других литераторов. В городе и области работали десятки литературных кружков  и сотни желающих стать писателями и поэтами атаковывали редакции.

     Первый секретарь Центрально-Чернозёмного обкома ВКП(б) Иосиф Варейкис  проявлял интерес к литературной жизни на подведомственной территории (а это почти 192 тысячи квадратных  километров с населением под 12 миллионов человек!), лично общался с местными писателями, помогал им в решении бытовых вопросов, приветствовал работу по поиску и воспитанию молодых дарований.

     Ответственным редактором  газеты «Коммуна» при Варейкисе был Александр Швер. Их связывали давние дружеские отношения. Вклад Швера  в организацию литературной жизни воронежского края в конце двадцатых — начале тридцатых годов минувшего  века был значительным. Будет правильным сказать, что  эта жизнь концентрировалась  именно в стенах редакции  и на страницах «Коммуны», выходившей тогда с литприложением «Неделя».   Местом проведения литературных консультаций, общения писателей, их встреч с читателями было  определено одно из  редакционных помещений газеты.

    Неслучайно, что после ликвидации ассоциации пролетарских писателей  именно Шверу  было поручено возглавить Центрально-Чернозёмное организационное бюро союза советских писателей.

                                                                                                                                                    Александр Швер

    Первый съезд ССП ожидался еще в 1933-м. Но из-за организационных проблем дата его созыва несколько раз переносилась; менялись имена докладчиков и темы для выступлений. Таким образом, и 1934 год начался в ожидании события, которому предстояло  утвердить социалистический реализм основным методом советской литературы и советской критики, «требующим от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности».  Съезд проходил с 17 по 30 августа. На нём были избраны руководящие органы, принят Устав ССП. С этого события и начинается история воронежской писательской организации как стабильно (в принципе, если не считать временных проблем, вызванных войной и периодом разброда и шатаний 1990-х годов)  работающая структура.

Сайт podiemvrn.ru начинает публикацию помесячной  хроники местных  литературных  событий 1934 года, предшествовавших Первому съезду ССП и последовавших вслед за ним.

 

1934 год

 Январь.

***С самых первых дней года оргбюро  союза советских писателей ЦЧО приступило к ускоренной подготовке большого альманаха литераторов Центрального Черноземья. Было объявлено, что в него войдут лучшие из ранее опубликованных и новых произведений. Выпуск альманаха приурочивался к открытию 26 января  в Москве грандиозного события — XVII съезда ВКП(б).

Параллельно с подготовкой к изданию этого альманаха развернулась работа по выпуску серии небольших дешёвых брошюр с текстами одноактных пьес  местных авторов. Эти брошюры предназначались в первую очередь для колхозных драмкружков. Уже в январе, сообщала газета «Коммуна»,  Николай Задонский сдал в набор пьесу «Ошибка полевода Рубцова» о борьбе за укрепление колхоза,  а Михаил Сергеенко – пьесу «Налёт» о гражданской войне. Оргбюро поставило задачу издать ко дню открытия партийного форума не менее пяти пьес.

 

*** 11 января редакция журнала «Подъём» устроила публичное обсуждение поступивших произведений. Первыми приняли на себя как огонь критики, так и скромную похвалу за свои  вещи прозаик Борис Песков, прочитавший рассказ «Цепь друзей» и поэт Вадим  Покровский, автор поэмы «Верхним путём».

 

*** Оргбюро союза писателей ЦЧО организовало 13 января литературный вечер в Доме Красной армии. Поэты и прозаики познакомили собравшихся со своими новыми произведениями. Гостем вечера был автор-чтец  Московской филармонии по фамилии Шульга.

 

Федор Панферов

*** 18 января IV конференция Центрально-Чернозёмной областной партийной организации  избрала ответственного редактора газеты «Коммуна» и председателя оргбюро союза советских писателей ЦЧО Александра Швера  делегатом XVII съезда ВКП(б) с правом решающего голоса. Такой же чести воронежские коммунисты  удостоили московского писателя Фёдора Панфёрова – главного редактора всесоюзного журнала «Октябрь».

Панфёров приезжал на конференцию в Воронеж по приглашению первого секретаря обкома ВКП(б) Иосифа Варейкиса (они были друзьями), выступал перед её участниками от имени  всесоюзного оргкомитета союза советских писателей   и в своей речи обрисовал современный литературный процесс. «Всего несколько лет тому назад  мы только мечтали о советской пролетарской литературе и были уверены, что её создадим, — сказал он. – Тогда нас били, издевались над нами, а такой мастер трескучей фразы, как Троцкий, подвёл «теоретическую базу», заявляя, что «поэзия, как и сова – птица мудрости, поёт только на закате дня». То есть, пролетарская, советская литература придёт только после  окончания эпохи пролетарской революции. Мы не пошли за Троцким. Мы пошли за Лениным, поставив перед собой одну, основную задачу: в меру наших сил  художественным словом помогать рабочему классу отыскивать наилучшие методы борьбы за социализм. Оратор назвал имена выдающихся современных советских мастеров слова. Это, по его мнению, Горький, Серафимович, Фурманов, Неверов, Шолохов,  Безыменский, Ильенков, Фадеев, Либединский, Гладков, Ставский.  Также Панфёров много раз упоминал  «мудрого товарища Сталина», который неустанно следит за положением дел на литературном фронте.

На областной партконференции выступал и Швер. Он сосредоточился на вопросах печати. Что интересно:  ни  разу не упомянул фамилию Сталина…

 

***23 января в редакции журнала «Подъём» Николай Задонский зачитал свою новую пьесу «Инспектор Нестеров».

 

На снимке:

Авторы «Подъёма» на встрече с А. Серафимовичем (справа налево): В. Алексеев, А. Швер, А. Серафимович, М. Подобедов, О. Кретова, Л. Плоткин, неизвестный (1933 г.)