меню

(473) 228 64 15
228 64 16

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.С. ТУРГЕНЕВА

Круглый стол в Воронежской областной Думе 

12 декабря в малом зале Воронежской областной Думы состоялся круглый стол, посвященный литературному наследию и философии гуманизма великого русского писателя И.С. Тургенева, приуроченный к 200-летнему юбилею со дня рождения классика отечественной литературы. Слушания были организованы Комитетом по культуре и историческому наследию воронежского законодательного собрания. В приветственном слове заместителя председателя Думы и председателя Комитета С.И. Рудакова прозвучала важная для нынешнего дня мысль. Как известно, Тургенев по мировоззрению принадлежал к так называемым «западникам». Но если бы современные сторонники западного пути развития России отличались любовью к отечеству, хоть в малой степени подобной чувствам писателя к родной земле, в России нового тысячелетия многие проблемы были бы решены в короткий срок или не возникали вовсе.

Бережное отношение к наследию Тургенева отличает музейное сообщество России. Об этом говорила директор областного литературного музея им. И.С. Никитина С.А. Деркачёва, вернувшаяся с форума литературных музеев страны. Областная библиотека им. И.С. Никитина представила экспозицию книг из своих фондов, а ее главный библиотекарь О.А. Полянская рассказала о наиболее важных изданиях тургеневской тематики, об исследованиях, в центре которых взаимоотношения писателя и Полины Виардо.

В выступлении И.А. Щелокова – председателя правления Воронежской организации Союза писателей России, главного редактора журнала «Подъём» – шла речь о роли русской литературной классики в нынешнее неоднозначное время. Для любого «толстого» журнала тема отечественной классики относится к важнейшим, и «Подъём» отмечает на своих страницах все главные памятные даты. Здесь и общероссийские имена, и местные, связанные с Центрально-Черноземным регионом: Твардовский, Маршак, Кольцов, Платонов, Мандельштам, Солженицын, Троепольский и другие. Традиции, русская художественная классика – фундамент, на котором стоит наше общество, и молодое поколение творцов необходимо воспитывать с учетом этого обстоятельства. В 2019 году в Воронеже предполагается провести российское совещание молодых литераторов, ежегодный местный литературный конкурс «Кольцовский край» ориентирован на уроки классической литературы и преемственность творческих поколений.

Взаимопонимание поколений «отцов» и «детей», по мнению заместителя главного редактора журнала «Подъём» и председателя Совета по критике Союза писателей РФ В.Д. Лютого, влияет на всю нашу жизнь и будущее государства. В одноименном романе  Тургенева эта проблема очерчена очень корректно, точно и художественно ярко. И потому хрестоматийное произведение писателя оказывается непреходящей книгой для всякого внимательного русского читателя.

Е.Г. Новичихин, поэт, прозаик, публицист и переводчик, член правления воронежской организации Союза писателей России, посвятил свое доклад тургеневской драматургии и упомянул об изысканиях А.М. Путинцева при разборке библиотеки в Спасском-Лутовинове. До появления театра А.Н. Островского пьесы Тургенева были самым ярким явлением русской драматической сцены, в какой-то степени они подготовили появление драматургии Чехова. Надо сказать, что термины «консерватор» и «либерал» вполне условны. Например, Евдокия Ростопчина скептически относилась к славянофилам и западникам, хотя сама была прогрессивной и патриотической личностью. В таком контексте Тургенев выглядит фигурой, объединяющей различные умонастроения.

М.А. Слинько, доцент ВГПУ, представила студенческие эссе о писателе. Эти работы прочли сами авторы и дополнили атмосферу основательных аналитических высказываний искренностью чувства и свежестью молодой мысли.

З.А. Ефремова на страницах журнала «Подъём» опубликовала не одну статью о произведениях русской литературной классики. Во всех ее работах разговор о творчестве неотделим от вопросов Православия и веры как таковой. Рассматривая любовь в жизни и творчестве Тургенева, она опирается на известные слова апостола Павла о любви.  Тургеневские женские образы навсегда останутся в русской литературе, а любовь писателя к своему народу, проявившись в знаменитых «Записках охотника», оказалась взаимной – это особенно отчетливо стало видно на похоронах Ивана Сергеевича. Важно отметить, что помимо всего прочего с простым русским мужиком его сближала глубокая вера в Бога, которая всегда присутствовала в книгах Тургенева.

В.В. Будаков, известный прозаик, поэт и публицист, член правления воронежской организации Союза писателей РФ, обратил внимание на роль русского языка в тургеневском творчестве. Удивительный и очень естественный стилист, он говорил, что писать на иностранном языке в то время, как не освоен в полной мере родной, занятие недостойное. Разлад и сбой русского языка сегодня – это разлад и сбой русской души, потерявшейся в «рыночных» обстоятельствах.

Доцент филологического факультета ВГУ Т.Н. Куркина напомнила, что современники считали Тургенева «русским европейцем». Он владел пятью европейскими языками, жил за границей, однако все его мысли были о России. Он знакомил с произведениями русской культуры европейских писателей и деятелей искусства и был признан в 1870 – 1880-х годах самой значительной фигурой русской литературы. Для Тургенева характерно внутреннее раздвоение мыслителя и художника: некоторые прямые его высказывания представляют мир как хаос бытия, в который брошен человек, однако изображенные писателем герои порой отрицают эту безотрадную максиму. Неслучайно М.Е. Салтыков-Щедрин заметил: в каждой строчке Тургенева чувствуются начала любви и света.

М.Ф. Асантурова, преподаватель литературы школы №1 города Воронежа, рассказала о благотворном присутствии произведений И.С. Тургенева в школьной программе уроков литературы и подчеркнула: Тургенева была бы рада усыновить Франция, но он принадлежит России. Ученики Асантуровой  с юной искренностью прочли миниатюры писателя из цикла «Стихотворения в прозе».

Публицист, ответственный секретарь журнала «Подъём» В.Е. Новохатский сообщил о публикациях журнала «Подъём» в тургеневский год, охарактеризовал каждую работу, обозначил наиболее привлекательные для читателя черты этих материалов. Отметив неисчерпаемость русской литературной классики, он  упрекнул современный театр в грубом и вольном отношении к выдающимся сюжетам отечественной прозы и драматургии.

Известный воронежский лингвист и педагог И.А. Стернин обратил внимание на синонимы в современной речи и давней. Языковая чистота у великого русского писателя остается образцом до сего дня, а некоторые обороты из произведений Тургенева обретают неожиданное синонимическое значение, как, скажем, «великий и могучий» в отношении русского языка.

Советник председателя Воронежской областной Думы А.К. Никифоров подчеркнул значение круглого стола, посвященного жизни и творчеству И.С. Тургенева, на котором прозвучали слова о верности русской литературной традиции, о любви к родному языку.

Стоит особо отметить роль редакции журнала «Подъём», его авторов, а также членов правления воронежской писательской организации в формировании содержательной стороны прошедших чтений. 

Идейным стержнем практически всех выступлений было понимание того, что без чувства родины и бережного отношения к русскому языку современное российское общество будет ветшать и деградировать. Поэтому деятели культуры и государство должны идти рука об руку по дороге созидания, а не разрушения.