На северной окраине Тамбовской области, в селе Новоюрьево, возвышается красивый, строгий, построенный в духе классицизма, старинный храм. Храм Михаила Архангела имеет три престола: главный — Архангела Михаила, придельный — святого Николая Чудо­творца, третий — Серафима Саровского, который готовится к освящению.

Церковь построена на средства прихожан в 1833 году и с небольшими перестройками, будучи закрытой дважды, в начале тридцатых и в 1962 году, украшает живописное село.

Зимним утром, прошагав по свежевыпавшему снегу через церковные ворота, у дверей величественного храма остановился молодой священно­служитель. Задумавшись о промысле Божьем, он в очередной раз подивился перипетиям судьбы и про себя согласился с постулатом из Библии, что «неисповедимы пути Господни».

Войдя в церковь и встав перед алтарем, отец Владимир (в миру Никифоров Владимир Николаевич), невольно вспомнил тот путь, который привел его в священники.

Родился в 1974 году в семье сельских учителей. В семидесятые годы не было принято прививать веру в Бога и православие, не было принято это и в его семье. Чему приучили его в семье, так это тяге к знаниям и особенной педантичности при выполнении любого дела, взявшись за которое, необходимо доводить до конца.

Учился в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина, получил специальность — учитель географии и биологии. Пришел работать в школу в 1996 году, в самые трудные и тяжелые для постсоветской страны времена. Шесть с небольшим лет трудился учителем, а еще подрабатывал тренером в детско-юношеской спор­тивной школе. Личным примером увлекал за собой учеников, многих из которых, как говорят, вывел в люди.

Затем он кардинально изменил род деятельности, занявшись предпринимательством в сельхозпроизводстве. С одним желанием: вырастить детей и прокормить семью. Произошла смена приоритетов, но при этом он оставался честным и к себе, и к окружающим.

Стремление изменить жизнь к лучшему в родном селе привела Владимира к тому, что в 2011 году он был избран главой администрации Новокленского сельсовета, родного села, где родился и рос.

Жизнь в очередной раз сделала крутой поворот и пошла по принципиально другому пути. Находясь на административной работе, Владимир Николаевич уделял большое внимание благоустройству села, приведению в порядок не только улиц, дорог, но и кладбищ поселений. А вот обустройство источника Ильи Пророка в селе Новобогоявленское, строительстве храма Михаила Архангела в селе Новокленское и забота о храме Иоанна Богослова в селе Новобогоявленское стало для него настоящей духовной потребностью. Со временем Никифоров получил второе высшее образование в Тамбовской духовной семинарии на пастырском отделении…

В церковной лавке отец Владимир заинтересовался газетой, в которой увидел старинную фотографию человека, внешне очень похожего на него. Из публикации узнал, что ровно за сто двадцать лет до того, как он переступил порог храма, в 1894 году примерно такой же путь проделал другой отец Владимир (Камнев).

Стоит, правда, отметить, что его стезя священнослужителя была намного прямее и определеннее. Перед ним был высокий пример служения Богу — его отец и дед были священниками. Володя Камнев родился в 1868 году в селе Сокольники Моршанского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую семинарию и, как было сказано ранее, с 1894 года стал служить в Михайло-Архангельском храме в селе Новое Юрьево, в то время Козловского уезда. Отец Владимир был всеми уважаем в приходе, а его мнение авторитетно. Многие прихожане обращались к священнику за советом, с различными просьбами. А жена его помогала заболевшим, давала им различные лекарства, таблетки. Об этом вспоминала Вера Васильевна Слепцова, у которой матушка в свое была восприемницей (крестной).

Семья у отца Владимира (Камнева) была большая, дружная. Здесь у него родились сын и пять дочерей. Феодосий умер от оспы в отроческом возрасте, дочери Елена, Агния, Вера, Любовь по благословению отца окончили Тамбовское епархиальное женское училище и выбрали путь учителя. Семья, воспитавшая учителей в конце 19 века, и семья, вырастившая учителей в конце 20-го…

При отце Владимире в 1910-1912 годах делалась пристройка к церкви. Кладку выполняли нанятые мастера, все подсобные работы — жители села. По воспоминаниям Ксении Николаевны Копыловой, многие жители села делали на строительство церкви тайные пожертвования. Утром рабочие приходили на работу и видели: к строительным лесам привязана овечка или теленок, стоит корзина с яичками. На строительные леса ночью затаскивались кирпичи. Все это делалось от чистого сердца и с большой верой в это святое дело…

…Оглядев храм, отец Владимир (Никифоров) принялся составлять список дел, необходимых для приведения прихода в надлежащее состояние. Список оказался длинным и первоначально немного озадачивал молодого священника. Планировка и выравнивание территории вокруг храма, подготовка места под стоянку автотранспорта, выкорчевывание старых пней. Выравнивание оконных откосов и подоконников внутри храма, монтаж электрооборудования. Очистка стен храма от копоти, удаление отслоившейся штукатурки, грунтовка стен антисептическими растворами, выравнивание стен. Роспись алтаря Серафима Саровского, роспись в центральном барабане. Изготовление церковной печи для сжигания записок и вышедшей из строя церковной утвари. Установка скамеечек. Укладка брусчатки вокруг храма. Замена окон…

Это был не полный список первоочередных дел. Но уже спустя всего год отец Владимир с удовлетворением отметил, что все намеченное сделано, хотя список в течение года расширялся и пополнялся все новыми и новыми пунктами. Решить задачи помогло то, чему учил его покойный ныне отец, Николай Никифорович, долгое время проработавший директором в школе: задумал — не отступай, стремись к победе. Нередко вспоминал отец Владимир и о том, что и его предшественникам было явно не легче.

На досуге он изучал историю храма и жизнь священников, служивших в нем. Дало о себе знать педагогическое образование. Особенно его внимание привлекал жизненный путь, пройденный Владимиром Камневым в сложные для православной церкви годы.

Отец Владимир (Камнев) стойко перенес революционные события семнадцатого года, гражданскую войну, коллективизацию. Многое он видел на своем веку: и бандитские обрезы, и наган уполномоченного ОГПУ. Божьим словом и мудрой проповедью он умирял сельчан, напоминал, что все они — дети Христовы.

Не нравились представителям новой власти такие разговоры и речи сельского священника. Сначала пытались убедить отца Владимира, потом запугать, однако все безрезультатно.

В бессилии и злобе кто-то написал в Козловское ОГПУ донос на священника, как будто он ведет в селе антисоветскую пропаганду. Этого было достаточно, чтобы заработала карательная машина. В ночь на 3 февраля 1930 года в Новоюрьево приехали за отцом Владимиром. Как водится, обыскали дом, а потом увезли его в город. Многие женщины плакали, провожая отца Владимира, он лишь успел им cказать: «Храм берегите…» Новоюрьевцы, к их чести, сумели выполнить наказ батюшки, всеми правдами и неправдами сохранили храм от разрушения.

Оглядывая стены храма, о. Владимир (Никифоров) с уважением думал об этих людях. Ведь сколько сел и городов лишились своих церквей. Даже в райцентре, в Староюрьево, не уберегли. Откуда у людей взялось столько мужества в этом небольшом селе, благодаря которому они смогли уберечь и спасти от разрушения самое ценное, что есть у человека — веру?

Вспоминая, как на него самого, тогда главу сельской администрации, не раз писали лживые доносы, прибегая к гнусной клевете, на которые приходилось писать оправдательные письма, будто и впрямь в чем-то был виноват.

Отца Владимира (Камнева) с 7 февраля 1930 года содержали в Козловском доме заключения, днем и ночью допрашивали, подвергая пыткам. Священника обвинили в том, что он в группе из пяти человек в 1929-1930 годах вел антисоветскую агитацию против хлебозаготовок, госзайма, колхозов.

То была печально известная статья 58, часть 10 Уголовного кодекса РСФСР. Нередко на допросах требовали, чтобы он отрекся от Господа нашего Иисуса Христа. Отец Владимир крестился и говорил: «Не ведают, что творят».

Следствие было недолгим, а приговор упрямому батюшке предопределенным. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области от 7 апреля 1930 года отца Владимира приговорили к расстрелу. В августе приговор был приведен в исполнение.

Никому ничего неизвестно о последних месяцах жизни отца Владимира в тюрьме. Спустя годы от монахини Авгyсты стало известно, что в одну из августовских ночей отца Владимира и еще тридцать девять осужденных привезли на кладбище, недалеко от храма Всех скорбящих Радость. Здесь уже была вырыта большая яма, которая и стала для них общей могилой. После расстрела яму наспех забросали землей, а сверху — всяким мусором.

Через несколько дней по городу поползли слухи об этом ночном расстреле. Верующие из поколения в поколение передавали, что в пяти метрах от могил иеромонаха Илария и схимонахини Серафимы и есть та самая братская могила.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года В.Д. Камнев был реабилитирован (посмертно). А верующие в селе Новоюрьево вот уже несколько десятилетий почитают священника как местночтимого святого, мученика.

Дом, в котором жил отец Владимир (Камнев), частично сохранился до сих пор. Это две классные комнаты старого здания Новоюрьевской средней общеобразовательной школы.

Отец Владимир (Никифоров) не раз, размышляя об истории православной церкви, думал о том, почему люди преклоняются перед подвигом пострадавших за веру. И почти всегда приходил к выводу, что только вера держит человека на круге жизни. Не предать ее в страданиях, ни при каких других испытаниях, значит, дать другим не только жизненный пример, но и надежду, что все в мире преодолимо, если верить. Верить и значит — жить.

 

———————————————-

Анатолий Сергеевич Труба родился в 1978 году в поселке Первомайский Тамбовской области. Окончил Мичуринский государственный аграрный университет. Кандидат экономических наук. Работал на руководящих должностях в предприятиях АПК, возглавлял Тамбовский институт агробизнеса, был главой Первомайского района Тамбовской области. В настоящее время профессор МичГАУ. Автор трех книг стихов и публицистики. Имеет ряд общественных и литературных наград. Член Союза писателей России.