меню

(473) 228 64 15
228 64 16

День за днем, за вехой веха

(Из хроникальных событий края)

 

НОЯБРЬ 1920 ГОДА.

Бесславно закончилась военная интервенция против России. Решительным штурмом отряды Красной Армии взяли Крым, сбросив в море последние военные иностранные подразделения.

В первых рядах штурмующих Крым был наш земляк Григорий Николаевич Муковнин из села Бодеевка. За личное мужество в этих боях ему была объявлена революционная благодарность, а легендарный полководец гражданской войны Фрунзе лично вручил ему орден Красного Знамени. Для лискинцев это была первая самая высокая награда советского периода.

 

МАРТ 1925 ГОДА.

При большом стечении народа на окраине поселка Свобода при станции Лиски заложен первый камень в фундамент будущего клуба железнодорожников. Более двух лет под руководством смотрителя здания Г.Д. Кораблинова железнодорожники своими cилами строили клуб — первый на Юго-Восточной дороге. А в декабре 1927 года клуб гостеприимно распахнул двери перед первыми посетителями.

 

ОКТЯБРЬ 1929 ГОДА.

Около 500 рабочих и жителей села Давыдовка вышли на стройплощадку для возведения цехов картофелесушильного завода, одного из первых в стране заводов по изготовлению картофельной крупки для хлебобулочной промышленности крупнейших городов России. На заводе было установлено первоклассное германское оборудование. В 1951 году на заводе была осуществлена реконструкция цехов, установлено новое оборудование по производству сушеных овощей, и выпуск картофельной крупки был прекращен. В 1953 году к овощесушильному заводу были присоединены цеха завода потребкооперации.

 

1 ЯНВАРЯ 1932 ГОДА.

По состоянию на этот день, территория Лискинского района составляла 1334,4 квадратных километра. В нем было 80 населенных пунктов, объединенных в 16 сельсоветов. Население района — 69579 человек. Наиболее крупными населенными пунктами были районный центр, рабочий поселок Свобода — 13608 человек, с. Средний Икорец (4925), с. Нижний Икорец (4745), с. Лиски (3242), с. Старая Покровка (3024), с. Песковатка (2961), с. Колыбелка (2802), с. Щучье (2619), с. Залужное (2067).

Территория Давыдовского района составляла 567,9 квадратных километра. В него входило 36 населенных пунктов, 11 сельсоветов, где проживало 39402 человека. Наиболее крупные поселения района: районный центр — село Давыдовка — 3886 человек, с. Тресоруково (4216), с. Дракино (3752), с. Аношкино (3364), с. 1-е Сторожевое (3222).

 

27 СЕНТЯБРЯ 1935 ГОДА.

По инициативе А.М. Горького массовым тиражом издана книга «День мира», запечатлевшая события из разных точек нашей планеты именно в этот день. В книге нашлось место и сообщению из Лисок: «Железнодорожный узел преображается. Еще 2 машиниста построили себе дома. В депо приехал новый инженер…» Было в книге и несколько строк о жизни села Средний Икорец: «Колхозный строй победил. Новое настойчиво пробивает себе дорогу. Тракторист Иван Васильевич Рудаков въехал в село на отечественном тракторе. Прощайте, 700 сох».

 

1 МАЯ 1936 ГОДА.

Паровозом серии «ФД–20–529» проведен первый грузовой состав на участке Лиски — Отрожка. А за несколько дней до этого в паровозное депо Лиски взамен устаревших паровозов серии «О», «ЭМ», «СУ» начали поступать первые магистральные сверхмощные локомотивы серии «ФД» и «ИС».

 

1 АВГУСТА 1938 ГОДА.

В бою с японскими самураями у озера Хасан проявил героизм В.М. Винивитин, уроженец с. Щучье. Будучи раненым, он из числа таких же раненых сколотил отряд добровольцев и привел его на сопку Заозерную, что позволило пограничникам продержаться до подхода регулярных войск. В качестве проводника-разведчика он вел в бой один из подошедших батальонов и… погиб. В.М. Винивитин стал Героем Советского Союза, первым Героем среди пограничников страны и первым из уроженцев Лискинской земли.

 

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.

В летной книжке нашего земляка Ефима Лабина две записи:

«3 часа 00 мин. «СБ» 4-е учебное упражнение, задание номер 2».

«7 часов 00 мин. «СБ» Первый боевой вылет».

Промежуток между этими записями стал страшной границей, разделившей жизнь всей страны на «до войны» и «война».

Первая запись — это обычная учебная работа. Летали ночью на Минск и Борисов. Отрабатывали полет в облаках и лучах прожекторов. Около 4-х часов посадили свои «СБ» (скоростные бомбардировщики) в Бобруйске, заправили их, зачехлили и, как обычно, пошли в столовую. Там их и застала первая не учебная, а боевая тревога. Уже в 7.00 звено из 9 «СБ» ушло на бомбометание скопления моторизованных частей врага в районе Бреста. С чувством глубокого удовлетворения наблюдал Е. Лабин, как первые же бомбы разметали в стороны машины с горючим и бронетехнику.

Е. Лабин стал одним из первых в стране, награжденных в июне 1941 года.

 

ЯНВАРЬ 1942 ГОДА.

В паровозном депо Лиски создан бронепоезд «Лискинец». Локомотивную бригаду бронепоезда возглавил старший машинист С.Ф. Лабин, машинистами стали В.И. Башкатов, Г.А. Федоров.

Одним из помощников стал шестнадцатилетний Ваня Вырвикишко, известный в дальнейшем машинист. Уже в феврале 1942 года бронепоезд получил боевое крещение под городом Мармыжи, затем сражался на Курской дуге, на землях Украины, Польши. На счету «Лискинца» десятки сбитых самолетов, уничтоженной техники и живой силы врага. Паровоз бронепоезда неоднократно повреждался, в одном из боев погиб машинист Г. Федоров, но лискинцы с честью прошли выпавший им боевой путь.

 

10 ИЮЛЯ 1942 ГОДА.

На Лискинский железнодорожный узел и город Свобода совершен самый массированный налет фашистской авиации. Узел бомбили свыше 60 самолетов, сбросивших более 600 бомб различного калибра и назначения. Было разрушено много приемо-отправочных путей, стрелочных переводов, повреждены паровозное депо, служебные здания узла… Горела земля, плавились конструкции, но еще не затих гул отбомбившихся самолетов, а на путях появились люди. Тушились пожары, восстанавливались пути, приводились в рабочее состояние паровозы, выгоны. Узел продолжал жить и сопротивляться врагу.

 

2 ФЕВРАЛЯ 1943 ГОДА.

Город Свобода в максимальной степени являлся городом железнодорожников, что оказывало влияние на все стороны его жизни. В связи с тем, что железнодорожная станция со дня своего рождения продолжала именоваться Лисками, вполне обоснованным стало переименование города Свобода в город Лиски.

 

СЕНТЯБРЬ 1943 ГОДА.

Общая беда, насущная необходимость защиты Родины от порабощения сплотили воедино весь народ. В этих условиях государство сделало определенные шаги навстречу Русской православной церкви. К сентябрю 1943 года церковно-государственные отношения улучшились настолько, что в городе Лиски вновь был открыт Покровский храм, (он прекратил прием верующих с 1938 года).

 

МАРТ 1944 ГОДА.

Недоедая и недосыпая, трудились лискинцы во имя Победы, одновременно собирая по крохам средства для вооружения сражающейся Красной Армии. Их вклад был весомым и по достоинству оценен Государственным Комитетом Обороны. Лискинцам пришла следующая правительственная телеграмма:

«Секретарю Лискинского РК ВКП(б) т. Кущеву, предрайисполкома т. Киселеву, секретарю парткома узла т. Панову, председателю РК профсоюзов железнодорожников т. Бобкову. Передайте трудящимся Лискинского района, собравшим 578000 рублей на строительство танковой колонны «Лискинский колхозник» и 728000 рублей на строительство штурмовых самолетов «Железнодорожник Юго-Восточной», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

 

1944 ГОД.

С небывалым подъемом трудились лискинские колхозники в 1944 году. Единственным их помыслом было сделать все возможное для фронта, для Победы. Работали они от зари до зари, без отпусков и выходных. Причем, от мала до велика.

…14-летний Сережа Тулинов из сельхозартели им. Сталина (Высокинский с/с) с начала весенних работ пахал на паре коров однолемешным плугом. Вначале выработка составляла 0,23 гектара в день, но вскоре он довел ее до 0,5 гектара в день. С начала полевых работ Сережа вспахал более 7 гектаров.

…У кузнеца из артели «Коммунар» (с. Лиски) Ф.И. Лоленко на фронте 7 сыновей. Об их мужестве и боевых подвигах Федор Иванович часто узнает из сообщений радио и центральных газет.

— И нет у меня ничего более желанного, как скорее увидеть детей, прижать их к сердцу, — рассказывал он. — Вот и стараюсь работать так, чтобы на фронте моя помощь чувствовалась.

…Иначе чем подвигом не назовешь и труд женщин села Щучье. Это они в 1943 году, сразу же после изгнания фашистов, впряглись в плуги вместо лошадей, взялись за лопаты и мотыги и «вернули к жизни» первые 70 гектаров колхозной земли. Для засева этих гектаров женщины на своих плечах доставили из Лисок в Щучье 10 центнеров семян. Теперь же колхозницы увеличили посевной клин с 70 до 1500 га. А так как сельскохозяйственной техники по-прежнему почти не было, то вся тяжесть возросшего объема работ снова легла на их плечи.

…Напряженнейший труд лискинцев позволил открыть 15 октября 1944 года в Лисках первую после начала войны районную сельскохозяйственную выставку! Были сооружены павильоны, благоустроена территория выставки, а для участников выставки в Москве приобретены ценные подарки.

Среди участников выставки 12-летний Миша Пеньков из колхоза «Верный путь» (Масловка), скосивший за летние каникулы жаткой 20 гектаров хлеба, 70-летний чабан Шашкин из колхоза «Путь к социализму», молоденькая звеньевая Жердева, бригадир тракторного отряда Бабешко…

 

18 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА.

В боях на Эльбе, прокладывая путь наступающему полку, отличился артиллерийский расчет нашего земляка старшего сержанта Василия Шилкина, за что он и был награжден медалью «За отвагу», четвертой высшей солдатской наградой — это уникальный случай. После войны В.В. Шилкин долго работал в отделе рабочего снабжения Лискинского отделения Ю.-В. ж.д.

 

1948–1969 ГОДЫ:

ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ.

Лискинский район неоднократно изменялся в административно-территориальном плане, значительно изменил и свой внешний вид. Особенно большие перемены происходили в районе, начиная с 1948 года.

20 октября в стране была принята грандиозная программа преобразования природы, предусматривающая создание полезащитных насаждений, внедрение травопольных севооборотов, строительство прудов и водоемов — для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР.

Для реализации программы уже осенью 1948 года во всех колхозах Лискинского района создаются лесоводческие звенья, организуется учеба этих звеньев лесопосадческим работам и уходу за молодыми посадками. В массовом количестве организуется сбор семян дикорастущих деревьев и кустарников, а также закупка семян в питомниках за пределами района. Большую работу по сбору семян взяли на себя школьники. Так, учащиеся Ковалевской 7-летней школы под руководством учительницы И.Н. Бирюковой собрали и сдали колхозу 3,5 центнера семян хорошего качества. Многие из ребят собрали по 15-20 кг семян белой акации, а Маруся Астахова собрала 35 кг.

Одновременно в районе организовали несколько лесопитомников. Одним из лучших был лесопитомник колхоза «Победа» (Ковалевский с/с). Уже в 1949 году по колхозам зоны Пуховской машинно-тракторной станции (МТС) было высажено 50 гектаров насаждений, а в 1950 году — 150 гектаров (причем 80 га — семенами дуба). С каждым годом набирали темпы лесопосадок. За 1949–1952 гг. силами колхозных лесоводов и лесничеств в лесополосы высажены саженцы дуба, березы, тополя, клена… на площади более 800 гектаров.

Но самым больным и тревожным вопросом для лискинцев было состояние территории вокруг районного центра. Десятки гектаров сплошных нагольных песков подступали вплотную к городским строениям. Колючки, чахлый кустарник да песчаные барханы были привычным окологородским ландшафтом. Стоило подуть ветерку — и черные тучи пыли и песка поднимались в воздух, застилали солнце, окутывали весь город.

Создание вокруг города «зеленого кольца» и стало для лискинцев главнейшей задачей. В 1955 году Лискинским лесничеством совместно с близлежащими колхозами были начаты вблизи города посадки сосновых насаждений. Саженцы для «зеленого кольца» также в основном выращивались в питомниках района. В созданном неподалеку от санатория им. Цюрупы питомнике к концу 1962 года было выращено 3 миллиона 350 тысяч саженцев сосны, 95 тысяч корней березы, 6 тысяч тополей… За 10 лет город опоясало широкое «зеленое кольцо» на площади 2000 гектаров.

«Зеленое кольцо» вокруг города и ранее высаженные лесозащитные и лесоза­крепительные полосы резко изменили лесистость местности района. Если в 1948 году лесистость района была всего 3 процента, то уже к концу шестидесятых годов — 9 процентов. За эти же годы в районе была создана целая система прудов, возникли десятки больших и малых садов. Программа преобразования природы в Лискинском районе была выполнена.

 

ИЮЛЬ 1951 ГОДА.

В клубе железнодорожников в течение нескольких дней в торжественной обстановке проходило самое массовое за все годы вручение наград работникам железнодорожного транспорта. Всего по Лискинскому отделению было награждено 1201 человек, в том числе орденом Ленина — 334 человека. В списке награжденных — люди, составляющие гордость не только железнодорожного узла, но и всей земли Лискинской: машинисты А. Алексеев, В. Афанасьев, Н. Балбеков, мастер депо Г. Шингарев, начальник дистанции пути Ф. Федосов…

 

ФЕВРАЛЬ 1953 ГОДА.

Состоялось личное первенство области по боксу. В нем выступил спортсмен общества «Трудовые резервы», инженер железнодорожного училища № 3 Иван Кузнецов. Выиграв все встречи, он первым из лискинцев завоевал звание чемпиона Воронежской области по боксу в тяжелом весе.

 

АПРЕЛЬ 1953 ГОДА.

По соседству с затоном пристани Лиски началось сооружение отстойного пункта — затона для судов Верхне-Донского технического участка пути. Затем на берег нового затона из центра города (дом на пересечении улиц Ленина и Коммунистической) переводится контора технического участка, возводятся производственные здания. И в 1954 году флот технического участка пути покидает затон города Павловска, где до этого размещалась база техучастка, и передислоцируется в новый затон.

 

ИЮЛЬ 1953 ГОДА.

Впервые в г. Лиски Острогожской автоколонной организовано регулярное автобусное сообщение. Два многоместных автобуса «ЗИС-155» курсируют по маршруту Дом Советов — ул. Коммунистическая — село Песковатка, с первых дней завоевав симпатии лискинцев. Свободных мест в автобусах не бывает.

 

АВГУСТ 1958 ГОДА.

На проходившем в Москве смотре продукции промысловой кооперации лискинские перламутровые пуговицы были признаны самыми лучшими в стране. За 1957 год артель «Свой труд», располагающаяся в неприглядном домишке по ул. Ком­мунистической, выпустила 25 миллионов пуговиц и ронделя (полуфабрикат, отправляемый затем на воронежскую фабрику «Галантерея»). Всего 20 женщин — заточницы, фрезеровщицы, сверловщицы — обеспечили изготовление этих привлекательных, жемчужно-белых с голубым отливом пуговиц, пользующихся неизменным успехом по всей стране: от Калининграда до Сахалина и Владивостока.

Затем по ряду экологических причин в Дону и его притоках резко уменьшится популяция речной ракушки, ее отлов упадет до таких объемов, что превратится в экономически невыгодное дело, и производство лискинских перламутровых пуговиц будет прекращено.

 

20 НОЯБРЯ 1962 ГОДА.

Принят Указ о полной ликвидации Давыдовского района и о включении всех его 9 сельских Советов в состав Лискинского района.

 

1962 ГОД.

На левом берегу Дона, в районе южной окраины города Лиски, впервые в Воронежской области в процессе поисково-разведочных работ по изысканию ураново-радиевого сырья обнаружены проявления подземных радоновых вод. Впоследствии исследовательская партия Придонской комплексной геологоразведочной экспедиции, проводя специальное исследование подземных вод, уточнила компоненты редкометалльной минерализации воды из источника № 19 у Богатого озера. При детальном изучении воды обнаружено содержание радона повышенной концентрации. По заключению специалистов, вода могла использоваться для лечения опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем человека. Закономерным последствием открытия стало создание в Лисках санатория-профилактория «Радон».

 

ДЕКАБРЬ 1964 ГОДА.

Общее собрание колхоза «Высокий» принимает решение о присвоении одному из первых колхозников, Егору Семеновичу Портных, звания «Заслуженный колхозник колхоза «Высокий». Доброе начинание сразу же было подхвачено во многих хозяйствах района. Таблички с надписью «Здесь живет заслуженный колхозник…» появились на домах в Среднем Икорце, Бодеевке, Давыдовке, Колыбелке, а всего 35 заслуженных колхозников проживали в районе к концу 1965 года.

 

9 МАЯ 1966 ГОДА.

Многие десятилетия все спортивные, культурно-массовые, праздничные меро­приятия лискинцы проводили в местечке «Заказ», расположенном между Доном и озером Богатым. Здесь для этого ежегодно после паводка сооружались сцена, футбольное поле, торговые точки… Но все эти годы лискинцы мечтали о стадионе в черте города. И, наконец, стадион методом народной стройки возведен. В праздничный День Победы состоялось его торжественное открытие. Собравшихся на стадионе спортсменов, жителей города, гостей тепло поздравил начальник отделения дороги А.К. Лысенко, который пожелал физкультурникам города и района больших спортивных успехов. Затем перерезается голубая лента, и на стадионе проходят массовые показательные выступления и футбольный матч команд Георгиу-Деж — Острогожск.

 

1 ОКТЯБРЯ 1966 ГОДА.

На станции Георгиу-Деж состоялся многолюдный митинг по случаю окончания электрификации участка Георгиу-Деж — Отрожка. Затем электровоз ВЛ-60-1479, ведомый машинистом А.И. Григорьевым и его помощником Б.С. Крюковым, взял курс на Отрожку. А через двое суток со станции Георгиу-Деж на Воронеж ушла первая электричка. Отличную связь с областным центром получили жители района.

 

ЯНВАРЬ 1968 ГОДА.

Исполкомы Ковалевского и Колыбельского сельских Советов учредили звание «Почетный гражданин села». Первым «Почетным» в Колыбелке стал генерал И.Л. Величко. В Ковалево — бывший председатель сельсовета Д. П. Жуйко. Инициативу соседей развили в с. Щучье. В этом селе Почетным гражданином «номер один» признали И.Л. Жданова, возглавлявшего в годы войны партизанский отряд, действовавший в оккупированной части Лискинского района.

 

31 ЯНВАРЯ 1978 ГОДА.

Приказом № 19 Министерства сельского хозяйства официально узаконено существование русской длинношерстной породы овец. Она была создана усилиями нескольких поколений колыбельских чабанов Светочевых, ряда других чабанов и специалистов района. Это крупные животные. Живой вес барана — 100–120 кг, а баран за № 1241, участник ВДНХ СССР, весил 144 кг. Настриг шерсти от барана в среднем 7,9 кг (от матки — 4,2 кг). Лискинские овцы нашли широкое распространение во многих регионах СССР. В результате продолжения тщательной, целенаправленной селекционной работы с лучшими овцами лискинской породной группы и родилась русская длинношерстная порода…

Из книги И.А. Афанасьева «Лискиведение»

2001 год.

Первыми Почетными гражданами Лискинского района и г. Лиски XXI века стали главный агроном СХА «Давыдовский» Семен Тихонович Ракитин, более 40 лет своей жизни отдавший колхозной ниве; Анатолий Семенович Голиусов — прошедший на железнодорожном узле Лиски путь от дежурного по станции до начальника Отделения дороги; Николай Викторович Белоконев — генеральный директор ОАО «Лискимонтажконструкция», внесший большой личный вклад в экономическое и социальное развитие города.

Именно им присвоили это почетное звание депутаты районного Совета в канун празднования Дня города.

 

28 сентября исполнилось 104 года жительнице с. Масловка Нижнеикорецкого сельсовета Вере Александровне Шевченко. Работавшая и жившая в эпоху революции, Советской власти и шагнувшая в новое время и новый век (третий в ее жизни), она и сегодня, что называется, «на ходу».

Сама научилась читать и всю жизнь дружила с книгами. До 100 лет читала без очков.

Рано осталась без мужа с четырьмя детьми, познала немало лиха, но всегда оставалась доброй, приветливой, трудолюбивой. До 103 лет топила печку, возилась в огороде, по дому.

И сейчас с радостью ждет в гости приезжающих из Воронежа внуков-правнуков.

 

2002 год.

Членом Союза писателей России стал заместитель председателя районного Совета депутатов Валерий Тихонов. Приняли его в Союз в Москве, минуя областную писательскую организацию, что для творческих кругов является случаем редкост­ным.

Основанием для такого неординарного решения стала поэма-быль «Чеченский след», написанная В. Тихоновым и опубликованная в центральной российской печати.

 

6 августа 1942 года части 25-й гвардейской дивизии заняли на правом берегу Дона Сторожевской плацдарм и удерживали его вплоть до начала Острогожско-Россошанской операции (январь 1943 г.). В этот же день, 60 лет назад, при занятии плацдарма в районе села Селявное, совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота, Чолпонбай Тулебердиев.

Именем Героя Советского Союза Тулебердиева названа одна из улиц города, а на месте гибели установлен обелиск.

 

Всего в Воронежской области официально зарегистрировано 157 памятников природы. Примечательно, что 5 из них находятся на территории Лискинского района. Это —

затон «Богатый» на реке Дон у села Копанище;

парк-дендрарий санатория им. Цюрупы;

урочище «Крейда на западне» у села Залужное;

урочище «Маяцкое» в районе Дивногорья;

меловые столбы — останцы «Дивы».

 

В издательстве «Спецадрес» вышла из печати энциклопедия «Лучшие люди России», в которой есть страничка, посвященная жителю нашего города Владиславу Растороцкому, мастеру спорта, заслуженному тренеру Советского Союза, воспитавшему около 20 мастеров спорта международного класса, среди которых — трижды олимпийская чемпионка Л. Турищева, олимпийские чемпионки Н. Шапошникова, А. Шишова, Н. Юрченко.

Переехав в 2001 году на постоянное место жительства в Лиски, он создал в родном городе гимнастическую школу, которая носит его имя. В школе занимается уже более 200 девочек.

Кстати, мало кто знает, что В.С. Растороцкий за свои тренерские достижения внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Пожалуй, это единственный лискинец, удостоенный такой высокой чести.

 

2003 год.

Ровно 53 дня потребовалось лискинцам, чтобы дружными усилиями возвести городской Парк культуры и отдыха. Более семидесяти предприятий и организаций города стали участниками скоростного строительства, а потому Парк получился красивым, уютным, насыщенным многочисленными аттракционами. Примечательно, что открытие первого, построенного за последние пятнадцать лет в Воронежской области городского парка, произошло в Лискинском районе.

 

В Москве вышла в свет книга нашего Почетного земляка, генерала армии Анатолия Грибкова «Честь имею». В ней автор описывает свои встречи с первыми лицами государства — Л.И. Брежневым, Ю.В. Андроповым, М.С. Горбачевым, А.Н. Косыгиным, высказывает свое мнение об их роли в истории и судьбе СССР. Здесь же рассказывается о встречах генерала с лидерами бывших стран социализма, о судьбе Варшавского Договора, которая тесно переплелась с его личной судьбой. Ведь он двенадцать лет — с 1976 по 1988 годы — являлся начальником Штаба Объединенных вооруженных сил стран Договора.

Часть тиража Анатолий Иванович передал библиотекам, музеям Лискинского района.

 

2004 год.

Валентина Сенцова из ООО «Ермоловское» — единственная в Лискинском районе доярка, перешагнувшая шеститысячный рубеж в надоях молока. От каждой коровы своей группы в 2003 году она получила по 6220 кг молока. Кстати, выросло и число доярок-пятитысячниц. Если по итогам 2002 года их было девять, то теперь уже двадцать.

 

Оказывается, в позднечетвертичном периоде на территории района обитали и… мамонты. Ровно 30 лет назад, в ноябре 1974 года, на окраине села Переезжее, тракторист В. Бондарев извлек из земли кости мамонта. Достаточно хорошо сохранилась нижняя челюсть с пятью зубами, каждый из которых весит до 4 килограммов. Чуть позднее, в середине семидесятых, на обрывистом берегу Дона в районе села Троицкое школьники нашли позвонок молодого мамонта. Возраст костей, определенный по радиоактивному углероду — 9,5–14 тысяч лет.

Любители старины могут увидеть раритеты, посетив зал археологии Лискинского краеведческого музея.

 

2005 год.

В Лисках теперь три писателя, являющиеся членами Союза писателей России. К Александру Ромахову и Валерию Тихонову добавился известный самобытный поэт из с. Тресоруково Иван Сафонов. Иван Савинович — автор трех поэтических сборников, где достаточно широко представлено его многолетнее поэтическое творчество.

 

2006 год.

Глава района Виктор Владимирович Шевцов стал Почетным гражданином Воронежской области. Вполне заслуженное признание человека, отметившего свой двадцатилетний труд на лискинской земле коренным преобразованием жизни во всех ее сферах.

Кстати, Виктор Шевцов во главе района — с 1986 года, когда в августе стал первым секретарем Лискинского райоеома КПСС. В 1990-м возглавил горрайсовет, в 1991 году был назначен на пост главы районной администрации, а затем шесть раз побеждал на выборах главы района.

 

Вышли в свет сразу две книги лискинских авторов. Свой очередной труд под названием «Лискиведение» выпустил местный краевед Игорь Афанасьев. По сути, это своеобразная историческая энциклопедия Лискинского края. А у самобытного поэта Александра Петрова появился долгожданный «первенец» — сборник стихов «Живу, живу…»

 

Диплом всероссийского смотра-конкурса культурно-развлекательных центров «Хрустальное колесо — 2006», прошедшего в Сочи, получил Лискинский городской парк. Такой награды удостоены лишь 10 культурных центров из 272, представлявших всю индустрию развлечений России и стран СНГ.

 

На границе сел Залужное и Лиски открыт новый храм, символизирующий по замыслу его зачинателя — епископа Святогорского Арсения, уроженца села Лиски, — единение двух народов: украинского (с. Лиски) и русского (с. Залужное). Поэтому сделали храм двупрестольным. В освящении храма принял участие митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

 

2007 год.

Странные скелеты, напоминающие лошадиные, нашли лискинские археологи на территории музея-заповедника «Дивногорье». Возраст костей — не менее 14 тысяч лет! Как объяснили сами археологи, это далекие предки лошадей — тарпаны.

И вот что интересно: рядом со скелетами «пралошадок» обнаружены следы пребывания человека — кремниевые пластины и изделия из кости неизвестного назначения. До сей поры считалось, что тарпанов люди начали приручать в пятом-шестом тысячелетии до нашей эры. Возможно, новая находка позволит доказать, что на самом деле лошадь была приручена человеком гораздо раньше.

 

2008 год.

21 декабря 1942 года Верховный Главнокомандующий И. Сталин лично приказал командующему Воронежским фронтом Ф. Голикову подготовить и провести наступательную операцию и освободить от врага участок железной дороги Лиски-Кантемировка. 6 января 1943 года в Лискинский район прибыли генерал Армии Г. Жуков и генерал-полковник Василевский, которые побывали с рекогносцировкой местности на расположенной в нейтральной зоне Щученского плацдарма высоте 117. Покидая штаб 18-го отдельного стрелкового корпуса, Жуков сказал:

— Готовьтесь, товарищи! Начнем с 14-го…

Этот день и стал началом освобождения лискинского правобережья Дона от фашистских захватчиков.

 

Вышел в свет первый номер краеведческого альманаха «Петровская слобода». Его учредителем стал Лискинский историко-краеведческий музей.

Выпуск посвящен 65-летию освобождения лискинской земли от немецко-фашистских захватчиков.

Планируется ежегодный выпуск издания, который будет использоваться в библиотеках, учебных заведениях, являясь еще одним источником знаний истории родного края.

 

2009 год.

240 лет назад, 5–6 (16–17) апреля 1769 года, на Икорецкой судостроительной верфи, находившейся неподалеку от села Нижний Икорец, были спущены на воду пять 44-пушечных прамов — плавучих артиллерийских батарей.

Они стали первыми боевыми судами воссозданной адмиралом Алексеем Сенявиным Азовской военной флотилии, положившей начало Черноморскому флоту России.

В годы Великой Отечественной войны на Черноморском флоте отважно сражался с фашистами наш земляк-лискинец, Герой Советского Союза Виктор Иванович Великий.

В нынешнее время лискинцы шефствуют над одним из черноморских кораблей — БДК-148.

И вовсе не случайно на стеле, что установлена на Графской пристани в г. Севастополе, среди городов и районов России, шефствующих над Черноморским флотом, есть и Лискинский район.

 

Лискинский ветеран Евгений Гусарчук, пропагандирующий здоровый образ жизни, принял участие в 29-м Московском международном марафоне мира.

На десятикилометровом отрезке он был первым в возрастной группе спортсменов старше 80 лет.

Марафон собрал более 20 тысяч легкоатлетов-профессионалов и любителей из 35 государств. Лискинский ветеран был в числе пяти представителей из Воронежа.

 

2010 год.

В Великобритании, в зале торжеств старинной мэрии г. Оксфорда состоялось церемония вручения международных наград «Объединенная Европа» в области государственного управления и местного самоуправления.

Советом экспертов Европейской бизнес-ассамблеи в номинации «За особый вклад в развитие европейской интеграции» к награде представлен Лискинский муниципальный район. Официальное приглашение участвовать в церемонии от имени генерального директора ассамблеи лорда Джона Неттина поступило главе района Виктору Шевцову.

 

В историко-краеведческом музее состоялась презентация книги Вальтера Кислякова «Лискинское лихолетье: Взгляд из XXI века». Автор — уроженец Лисок, в тяжелые годы Отечественной войны воочию видевший кошмары этого лихолетья и пожелавший отразить их в своих воспоминаниях-мемуарах.

Доктор исторических наук, профессор, юрист-международник, автор многих научных трудов, учебников, сотен статей, обзоров, рецензий, ветеран войны В. Кисляков живет ныне в Москве. Однако родные Лиски не забывает и часто бывает в отчем крае.

 

Лискинцы уже начинают привыкать к тому, что кроме официальных символов родного города — герба и флага, у них есть и неофициальный — рыжий лисенок, «участвующий» во всех городских празднествах. И мало кто знает, что создателем «Лиски», как ласково называют «живую» куклу, является наша землячка, преподаватель кукольного мастерства детской художественной школы Татьяна Крыченкова.

 

2011 год.

По решению независимого экспертного совета в Москве газете «Лискинские известия» присвоена высшая профессиональная награда — Знак отличия «Золотой фонд прессы».

 

140 лет назад, новогодним утром 1871 года (нынешнее 13 января), со станции Лиски отправился первый поезд. С этого дня началось регулярное движение поездов от Отрожки до строящегося ж.д. моста через Дон.

В первые годы эксплуатации на пассажирских перевозках использовались американские и немецкие локомотивы систем Зиля, Гартмана. Только в начале ХХ столетия появились паровозы петербургского завода «Русское общество», которые постепенно вытеснили «иностранцев».

Сегодня станция Лиски входит в число крупнейших сортировочных узлов России. Среднесуточный оборот вагонов здесь составляет почти 10000 единиц!

 

Впервые в Воронежской области обладателем уникальной награды — ордена «Родительская слава» стала жительница пос. Давыдовка Лидия Шурупова. В одиночку вдова воспитывает девятерых детей, пять из которых еще школьники. Поистине удивительный материнский подвиг!

 

В последний, остававшийся доселе единственным в Лискинском районе без природного газа хутор Покровка, пришло голубое топливо.

Так получилось, что это событие совпало с престольным праздником — Покровом, что доставило хуторянам особую радость.

 

Встретил свое 95-летие Лискинский народный театр. Созданный в конце 1916 года из небольшой группы самодеятельных артистов, ютившихся тогда в одной из казарм кавалерийского полка, за эти годы он вырос в настоящий творческий коллектив, признанный не только в районе, но и далеко за его пределами. В разное время режиссерами театра были — Манников (основатель), М. Борзунов, Е. Афиногенова, В. Федоров, П. Нартов, Н. Пырин, Л. Мариупольская, В. Сорокин, М. Повышева.

 

Из книги В.А. Тихонова «XXI век. Начало».

(Летопись земли Лискинской)