У каждого творца — свое начало. Кто-то идет к нему годами. У кого-то все определяется с самых юных лет. В 60-е годы прошлого века так начинал и Анатолий Михайлович Дементьев, родившийся на Среднем Дону, в селе Поповка, близ старинного городка Богучара. Сегодня он заслуженный художник Российской Федерации, признанный скульптор. А началось у него все в Ростове-на-Дону. На богучарские пейзажи, портреты и натюрморты, с которыми он приехал поступать в художественное училище имени М.Б. Грекова, обратили внимание члены экзаменационной комиссии, и он стал студентом отделения живописи.

С третьего курса осенью 1958 года Анатолия призвали в армию. Вернувшись после службы в родное училище, понял, что сильно отстал от однокурсников. Жилье снял в полуподвале, где размещались студенты скульптурного отделения. В темноте живописью заниматься было невозможно, и он увлекся скульптурой. Принимал участие в училищных творческих конкурсах. И несколько неожиданно стал занимать лидирующие места. Преподаватели скульп­туры его заметили и попросили слепить голову Аполлона. С этой задачей он успешно справился, и его перевели на третий курс скульптурного отделения, где были великолепные преподаватели — Евгения Федоровна и Борис Кузьмич Лапко. Усвоив лучшие реалистические традиции отечественной скульптурной школы, уже на четвертом курсе он создал памятник в бронзе — бюст Героя Советского Союза Галины Петровой, который получил высокую оценку профессионалов и был установлен в городе Новочеркасске.

Но после училища Анатолий не сразу нашел себя. Сначала на горизонте был город Волжский Волгоградской области и место преподавателя. А на Воронежском радиозаводе его были готовы принять на должность начальника бюро эстетики. Но в силу разных причин не сложилось ни то, ни другое. Вернулся в Ростов-на-Дону и устроился на работу в цех серого чугуна Ростсельмаша в качестве инженера-конструктора. Но занимался здесь он своим творческим делом. Изучил и освоил нужное ему точное литье в металле.

«Для него это была суровая и прекрасная школа, — пишет в одной из своих статей известный искусствовед, заслуженный работник культуры РФ Валерий Рязанов. — Здесь Анатолий Михайлович осуществил целый ряд интересных замыслов, посвященных заводу и его труженикам. Посетители выставок в те годы увидели юный образ «Стерженщицы» (Н. Васильевой), пытливо всматривающейся в мир, «Ветерана» (В. Алешкина), размышляющего о прошлом и настоящем, «Бронзолитейщика» (В. Дорошенко), излучающего большую человеческую энергию, психологически углубленный портрет начальника цеха серого чугуна К. Парзаняна — пытливого, собранного и волевого человека. К числу удачных работ этого времени можно отнести также пластически и образно цельные портреты капитана внутренних войск Г. Меньшикова и известных на Дону хирургов А. Панкова и П. Коваленко. Это был марш-бросок в большое искусство».

После семи ростсельмашевских лет А. Дементьев был принят на работу в творческо-производственный цех Ростовской организации Союза художников России на должность скульптора-исполнителя. Окрыленный первыми успехами, он берется за выполнение работ исторического плана. Его вдохновляет творческая дружба с молодым талантливым скульптором Сергеем Олешней. Вместе они создают барельеф выдающегося российского государственного деятеля, военачальника и дипломата, первого кавалера ордена Андрея Первозванного, соратника Петра Первого графа Федора Головина.

Исторический жанр — один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события прошлого, и требует глубоких знаний истории, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. Художнику надо знать подробности быта той эпохи и обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие в глине, камне, бронзе или другом материале.

А. Дементьев — наиболее яркий представитель исторического жанра на Дону. Его авторская позиция просматривается и в выборе композиции, и в деталях, несущих определенную смысловую нагрузку. В лицах его героев — собранность, воля, мужество, ум, пытливость и целеустремленность. Это — лица-характеры.

В центре Ростова-на-Дону стоит памятник русской императрице Елизавете Петровне. Это совместная работа Анатолия Дементьева и Сергея Олешни. Установлен он в Покровском сквере перед Старо-Покровским храмом. На историческом месте, где когда-то начинался город. Это третий в России памятник «веселой императрице», как тогда называли «дщерь Петра», оставившей заметный след в русской истории.

В народе ее величали и «матушкой-государыней», любили за то, что она имела немало чисто русских народных черт: была суеверна, ездила на богомолье, постилась, но вместе с тем не прочь была поесть, выпить, и погулять. За время своего правления она из человеколюбия не подписала ни одного смертного приговора, а наоборот, издала указ об отмене смертной казни.

Фигура императрицы монументальна и статична. Она облачена в роскошное платье с большим вырезом. Гордая осанка, прямой взгляд и повелевающий жест руки, указывающий, где должно возвести крепость-таможню имени епи­скопа Дмитрия Ростовского.

Художественная общественность и пресса особо отмечали высокохудожественные монументальные произведения А.Дементьева «Крылатая дружба» — памятник комкору Б.М. Думенко, памятник А.С. Пушкину, памятник воинам, погибшим в «горячих точках», бюст М.А. Шолохова.

Признанием его таланта и мастерства явилось приглашение на работу в творческие потоки Союза художников России «Всесоюзная дача Дзинтари» и «Творческая дача в городе Переяславле-Залесском», где все его работы были закуплены Министерством культуры России.

За каждой работой, безусловно, таится огромная подготовительная работа. Задумал он создать образ легендарного комдива Думенко. С головой окунулся в богатые архивные материалы, которые ему предоставил ростсельмашевец, краевед Иван Войтов, проштудировал массу книг о Думенко, вслушивался в воспоминания думенковцев — участников гражданской войны, изучал и сравнивал его сохранившиеся фотографии.

Первоначально образ комдива мыслился ему в виде фигуры, вырубленной в высоком каменном монолите. Но в голой, неоглядной донской степи у хуторка Казачий Хомутец знак-монолит в течение дня освещался бы солнцем «со спины» и зрительно воспринимался бы обычным столбом или просто глыбой камня. И скульптор понял, что нужен динамичный силуэт, организующее начало пространственной среды. Так родился новый образ. Издали он напоминает силуэт птицы, которая, взлетая с кургана, в неудержимом порыве распростерла в пространстве крылья. А подойдешь поближе и видишь, что это вихрем летящие всадники. Один из них, скачущий впереди с шашкой в руке, — комкор Думенко. А дальше, в степи, блестит, мерцает река Маныч, где он собирал свои отряды.

— Мне казалось, что будет справедливо, — говорит А. Дементьев, — если в скульптуре воплотится не только память об одном человеке, но, прежде всего, образ того, что он создал — героической красной конницы.

Легендарный комкор Думенко, как известно, «не сабельным ударом был выбит из седла», его расстреляли по приказу Троцкого.

А вот установка скульптурной композиции «Основателям крепости Дмитрия Ростовского» утром 16 сентября 2009 года чем-то напоминала воинскую операцию: рассчитывались силы, прорабатывался маршрут движения, учитывались всевозможные препятствия на пути колонны автомобилей с включенными проблесковыми маячками, автокраном, аварийной машиной контактной сети, а центре — платформа с установленной на ней скульптурной композицией весом в пять тонн. Памятник пришелся ростовчанам по вкусу. Довольны были и Олешня с Дементьевым: все, что было задумано, удалось осуществить лучшим образом.

Результатом их творческого содружества стал и бронзовый монумент в честь горняков Восточного Донбасса, о котором они рассказали.

С. Олешня: «Тема, на первый взгляд, простая оказалась сложной по своей сути. На предварительном этапе пришлось целый месяц провести в библиотеке, уединиться в Интернете, чтобы как можно глубже погрузиться в материал. Я словно спустился на глубину в 1000 метров, в подземные выработки шахты. Великое множество фотографий, связанных с тяжелым шахтерским трудом, было отсмотрено и проанализировано. Я понял, что это одна из самых героических профессий на земле, сродни профессиям космонавта, защитника Отечества. Люди ежедневно рискуют жизнью, неся нам свет и тепло».

А. Дементьев: «В отличие от Сергея Николаевича, мне шахтерская тема была более близка. Дело в том, что мой зять — шахтер и работает в Гуково. Не единожды встречал я шахтеров у клетки. Родственники помогли нам в работе над эскизом памятника. Принесли рабочую куртку, каску горняка, коногонку, а заказчик привез современный отбойный молоток. Мы долго думали, находясь в поиске, что вложить в левую руку нашего героя. И решили: скромный букет цветов, который всегда вручают шахтерам после рекордной смены».

Работы Анатолия Дементьева получили прописку и в других уголках страны. Памятник Суворову (в рамках проекта «Аллея Российской славы») — в Рязани, Азове, Майкопе, Клинцах. Памятник Александру Невскому — в Химках, герою гражданской войны В.С. Атю­­нину — в Новосибирске, Герою Советского Союза В.В. Талалихину — в Московской области.

Его работы можно встретить и за рубежом. Отлитые в бронзе бюсты Юрия Гагарина нашли свое место в немецкой Саксонии: в центре космонавтики имени первого немецкого космонавта Зигмунда Йена в городе Хемниц и в музее космонавтики на его родине, в поселке Маргентрете-Раутенкранц. Скульптуры Анатолия Дементьева есть и в США — в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Но особо гордится мастер, что его творчество востребовано и на малой родине — в Богучаре. В городском парке на пьедестале возвышается установленный в 2005 году по случаю столетнего юбилея писателя бюст Михаила Александровича Шолохова. Здесь в местной мужской классической гимназии три года учился будущий лауреат Нобелевской премии. Внук писателя Александр Шолохов на открытии памятника сказал: «Честно говоря, ожидал, что сейчас, после того, как упадет занавес, мы увидим гимназиста в фуражке. Но памятник, бюст, хорош, достоверно и точно передает физиономическое сходство».

В селе Красногоровка установлен бюст Героя Советского Союза Я.С. Виноградова. В селе Стеценково Россошанского района — бюст Героя-панфиловца Д.М. Каленика. В селе Дерезовка Верхнемамонского района — бюст Героя Советского Союза В.Н. Прокатова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота.

В этом году Анатолий Дементьев изготовил барельеф нашего талантливого земляка-богучарца, народного художника Республики Беларусь А.М. Кищенко, чьим именем названа местная школа искусств. На ее здании барельеф и установлен.

В образах, созданных талантливым скульптором — история земли русской. Они наполняют наши сердца любовью и гордостью за свою Родину, за ее славных сыновей. Своими творениями Анатолий Михайлович Дементьев способствует формированию новой эстетической среды, нового облика городов и сел, заставляет человека остановиться в стремительном потоке дней и восхититься чудом застывшего мгновения. Нужно ли говорить о том, как сложно обучить этому искусству? Здесь необходимо быть и живописцем, и графиком одновременно и, что не менее важно, уметь работать с материалом, будь то глина, дерево или камень. Эти и другие понятия о профессии Анатолий Михайлович многие годы вкладывал в сознание студентов скульп­турного отделения, совмещая творческую работу с педагогической.

Очень тепло о нем отзывается его соратник, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Южного федерального университета Сергей Николаевич Олешня: «Мы знакомы с 1971 года, когда я учился в Ростовском художественном училище. Встречались и в мою бытность студентом Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, когда я приезжал домой на каникулы.

В 1980 году оказались вместе в Москве на V съезде Союза художников РСФСР: Анатолий — от Ростовского отделения, а я — от Пензенского. Когда я вернулся домой, наши отношения окрепли и стали более тесными. Активное творческое сотрудничество началось после того, как нам удалось выиграть конкурс на изготовление памятника императрице Елизавете Петровне. А потом и по моим, и по его эскизам был создан целый ряд памятников для российских и зарубежных городов, в частности, Германии и США.

Хорошо помню, как мы делали памятник Дружбы народов для Надыма. Заполярный круг. Ямальский полуостров. Заказчик корректировал наши эскизы целый год. Утверждались они по электронной почте. Многофигурную скульптуру мы погрузили в 9-метровую машину и везли в Надым семь суток. Как потом писали СМИ, наш памятник оказался в Надыме лучшим. Кстати, сейчас Анатолий Михайлович работает над скульптурой писателя Анатолия Калинина. Думаю, что его ждет большой успех. Словом, мастер редкого таланта, прекрасный человек, надежный товарищ, замечательный педагог. В России, по-моему, таких немного».