Листая один из многочисленных школьных учебников истории, с удивлением обнаружил, что о Героях Советского Союза его авторы не обмолвились ни строчкой — будто и не было у великого народа 11600 (!) героических сыновей и дочерей, отмеченных этим высшим званием Родины. Бесчестное время и люди, нечистые на душу, пытаются навязанным нам забвением вычеркнуть из нашей жизни понятия, без которых у любого народа не бывает будущего, — честь, Отечество, патриотизм… Ведь ампутированную память назад не пришьешь, а без нее, как без иммунитета, человек уязвим для любых нравственных хворей.

В истории лискинской земли уже было такое, когда время долго скрывало от людей имя и подвиг человека, на героизме которого могли бы воспитываться настоящие патриоты. Герой Советского Союза лейтенант-танкист Петр Козлов не был известен лискинцам более полувека. Командир роты тяжелых танков «КВ», прорвавшись в январе 1943 года со Щученского плацдарма к разъезду Пухово, ценою жизни своей перекрыл «железку» и шоссе перед отступающими немцами и мадьярами. Тяжелораненый и окруженный ими, более двух часов руководил он боем в подбитом танке, предпочитая смерть плену. Через несколько дней отважный танкист скончался в госпитале, шепча имя едва знакомой ему девушки-медсестры Марии. Спустя месяц его подвиг у Дона был отмечен высшей наградою — золотой Звездою Героя. Но лискинцы ни имени этого, ни подвига танкиста не знали 62 года. Пока не нашлись люди, по долгу совести прошедшие заросшими дорогами к тому январскому бою у железнодорожного разъезда. В марте 2005 года учительница Ковалевской школы Алла Бурляева обошла со школьниками и сотрудницами районного музея все улицы Пухово в поисках старожилов-очевидцев того боя. И нашли людей, не только видевших его, но и знавших героического лейтенанта.

Пуховчанка Мария Науменко, на чьих глазах отбивались от наседавших фашистов окруженные танкисты, рассказала: «Вон из тех вишняков у железной дороги и лупили по нашим танкам супостаты. А в сугробах вокруг них — горы трупов мадьярских. Когда наши подоспели, одного танкиста, всего обгоревшего, в соседнем саду похоронили… А все остальные раненые были». Увы, нет уже в живых Марии Петровны. Но остались на диктофоне Аллы Станиславовны записи ее воспоминаний, восстановивших драматические события того январского боя за железнодорожный разъезд и облегчивших путь школьников-следопытов по следам подвига танкистов. После публикации в областной газете очерка «У разъезда Пухово» позвонила из Воронежа женщина: «Я знала Петю Козлова…» Это и была та самая медсестра Мария, с именем которой шел в последний свой бой и умер отважный лейтенант-танкист. Чуть позже Мария Дмитриевна Новичихина передаст школьному и районному музеям фронтовые треугольнички последних писем Петра к ней. И станут они, как и воспоминания воронежской медсестры, новыми вешками на пути подвига, которым идут ребята вместе со своей учительницей Аллой Бурляевой.

На месте последнего боя героя-танкиста меж пуховской околицей и железнодорожной насыпью встал гранитный монолит со словами признательности Петру Козлову, впечатанными в памятную доску. А чуть позже въехала на пьедестал и самоходка «Зверобой» — символ немеркнущего подвига танкистов. В появлении этих знаков памяти — заслуга и ковалевских школьников-следопытов.

«Я никогда не думала, что есть еще неравнодушные люди, которые в наше время могут кого-то искать, чтобы увековечить память погибших». Эти слова, сказанные 17-летней правнучкой Марии Новичихиной в день торжественного открытия памятника, могли бы стать лучшей наградой питомцам Аллы Станиславовны и ей самой. Но в день этот памятный никто еще и не предполагал, что гранит на окраине станции Пухово жители станут называть «святым камнем», а погибшего за их село псковитянина Петра Козлова — «наш Петя».

Завуч Алла Бурляева цели этой работы формулирует так: «Главная задача школы — воспитать чувства гражданской ответственности и патриотизма, прививать учащимся социально значимые ценности, возрождать национальные традиции». «Если не мы, то кто же?» — так назовут свой бессрочный проект патриотического движения воспитанники Аллы Бурляевой. И станет этот проект не модной инновацией зареформированной школы, а живой работой учителей и детей, подчас рутинной, но такой нужной. Ребятам важно самим понять, что не бывает у истории забытых страниц, а есть желание отдельных «историков» перевернуть наше сознание, лишив его памяти о прошедшей войне.

— Мы начали с самого неотложного — поспешили застать в живых земляков, участников и очевидцев исторических событий в наших селах, — рассказывает Алла Станиславовна. — Вместе с ребятами обошли всех старожилов, подробно записали их воспоминания. Так узнали, что в сельском саду был похоронен механик-водитель одного из наших подбитых «КВ». В военных архивах удалось установить его имя — сержант Сергей Широков. И первая радость удачи — ребята нашли в Подмосковье его брата, от которого проклятая война более 60 лет прятала место и обстоятельства гибели танкиста. Потом к нему на могилу в Ковалево в каждый праздник Победы приезжал из Домодедово брат Николай…

А к очередной годовщине Острогожско-Россошанской наступательной операции неугомонная Алла Станиславовна открыла в школьном музее панораму последнего боя танкистов роты Петра Козлова за разъезд Пухово. …Хорошо узнаваемая сельская зимняя околица у железнодорожного полотна, обезображенная траншеями и воронками от снарядов. Два обездвиженных советских танка ведут неравный бой в окружении фашистов. Горят крайние сельские избы. Из вишняков бьют по танкам прямой наводкою тяжелые штурмовые и противотанковые орудия немцев. В сугробах — сраженные оккупанты, так и не сумевшие пленить советских танкистов…

— Ой, як цэ дюже похоже! — всплескивает руками пуховчанка Мария Горелова, в огородах которой на ее глазах и разгорелся тот неравный бой. И утирает концами платочка слезы благодарной признательности учительнице и детям, не видевшим войну, но так правдиво воссоздавшим драму военного лихолетья. Панораму эту ребята делали с помощью учительницы рисования Веры Топоровой около года. А Алла Станиславовна не один раз побывала в магазинах неблизкого Воронежа в поисках подходящих макетов танков, орудий, фигурок танкистов и захватчиков. Перед этим музей Ковалевской СОШ был признан лучшим школьным музеем Лискинского района и получил краеведческую премию «Золотой Летописец». Вместе со статуэткой «Летописца» руководительнице музея была вручена и денежная премия. Та призовая скромная тысяча плюс деньги спонсоров и были потрачены на изготовление «правдивой панорамы». И идут селяне вперемежку со школьниками посмотреть, как это было у их села в лютом январе 1943-го. Лискинские ветераны в майские дни Победы приезжают сюда поклониться подвигу танкистов-освободителей и рассказать ребятам о своей фронтовой юности.

Из-под спуда времени ковалевские школьники извлекли десятки имен воинов и односельчан, похороненных безымянными в расстрельных ямах хуторов Пухово, Шведово, Путчино, Мелахино… И обелиски с фамилиями убиенных, благодаря им, встали над теми ямами. А ведь могли бы и не извлекать, как и сотни их сверстников, оставляющих у пламени вечных огней лишь бутылки из-под пива да обертки от жвачки. И не спешить к полуслепой землячке Полине Жарой, восстанавливавшей железнодорожный мост через Дон, расчищать дорожки ее двора от снега. И не выходить в канун дня Победы к танку-памятнику у разъезда, чтобы с помощью депутата райсовета Бориса Меняйлова вместе с сотрудниками ГИБДД вручить водителям георгиевские ленточки и листовки с рассказом-напоминанием о подвиге здесь героев-танкистов. И не снимать фильм о защитнице Щученского плацдарма Клавдии Матеркиной. И не делать документальный фильм о подвиге Героя Козлова.

Ребята могли бы играть в компьютерные «стрелялки», а не искать на сайтах Минобороны сведения о земляках, потерявшихся на войне. И переписка с музеями Пскова и Великих Лук — родиной Петра Козлова — могла бы быть им неинтересна: ведь география интересов многих из нынешней молодежи, к сожалению, дальше пустопорожних тусовок не простирается. Но история края, ее участники и очевидцы не разминулись с ковалевскими ребятами потому, что рядом с ними оказалась зажигательная учительница-подвижница Алла Бурляева. Она ведет своих воспитанников по дороге праведной истории не галочки ради и не ради модных акций-однодневок. Не деля себя на «наших» и иных, ребята принимают за «наше» все, что прошло через биографию их малой родины и большого Отечества. Свое прошлое ковалевские школьники собирают по крупицам своими руками и несут его к людям.

По патриотической тематике питомцы А. Бурляевой становились победителями районного этапа областного конкурса «Гражданин Воронежской области — гражданин России». А Ковалевская имени Героя Советского Союза Петра Козлова школа признавалась лучшей сельской школой России. И сама сельская учительница Алла Бурляева за свои «уроки вне расписания» признавалась обладателем Президентского гранта. Ее имя занесено в районную Книгу Почета в самую уважаемую из номинаций — «За благородство».

…Ее уроки заканчиваются около часа. Но раньше семи вечера Аллу Бурляеву домашние обычно не видят. Потому что вместе со школьниками она после уроков поедет в военкоматовские архивы искать все еще неизвестное захоронение Героя-танкиста. Или снова приедет в Лиски и будет тормошить военкома и районных депутатов, чтобы помогли завязать шефство с армейцами. А то с ребятами отправится в Щучье записывать на диктофон воспоминания последнего живого участника танкового десанта к Пуховскому разъезду. А к концу недели будет в Воронеже уговаривать известного скульптора отлить копию бюста Петра Козлова для выпестованного ею школьного музея. А потом искать у спонсоров деньги, чтобы выкупить этот бюст. Все это не прибавит Алле Станиславовне длинных рублей к скромной учительской зарплате. «Это моя работа. И она мне нравится. Если не мы, то кто же?!», — так просто и категорично объяснила она мне суть своего подвижничества. И понял я, что такие хранители памяти всегда были и будут самым надежным бастионом против «разложения России изнутри», о котором мечтают заокеанские стратеги.